17 августа этого года мы с коллегой отправили в редакцию журнала "Игромания" письмо следующего содержания:
"Добрый день, уважаемая редакция! Пишу я вам впервые и вот по какому
поводу...
В вашем журнале №8 (131) от августа 2008 года в разделе "Игрострой"
в заметке Алексея Дубового (dab) "Основные правила стартапа"
есть такая фраза...
(цитирую):
"Изначально художника искать вовсе не обязательно. Для демоверсии
достаточно взять графику из других игр (кстати, это никакой не
плагиат, когда дело дойдет до коммерческой стадии, у вас будет уже
своя графика)."
Объясните, пожалуйста, в каких случаях использование ресурсов из
других игр считается плагиатом, а в каких - нет? К примеру - допустимо
ли такое "заимствование" при разработке мода (бесплатного) к игре?
У меня просто вот такая сложилась ситуация...
Мы вместе с коллегой разрабатываем НЕкоммерческий мод-проект
нового города для игры Heroes of Might and Magic III (в рамках аддона
In the Wake of Gods, также некоммерческого).
В нашем проекте мы добавляем в мир Героев расу ночных эльфов из мира
Warcraft в том виде, в каком она и задумана была разработчиками, но
дело в том, что мы для этого используем 3D модели и текстуры из
игр Warcraft III/World of Warcraft для создания 2D графики
и спрайтов, использующихся в Героях.
Является ли данное действие плагиатом (с юридической или моральной
точек зрения)? Нам обидно, когда на форуме нас открыто обвиняют в
плагиате и "грозят" санкциями от Blizzard, в то время как мы не можем
дать адекватного ответа.
И еще - скажите, пожалуйста, может быть в таком случае нужно
спрашивать некое разрешение у самого разработчика игры, из которой мы
хотим взять ресурсы (в данном случае Blizzard).
Просто мы хотим сделать вполне элементарную вещь - добавить то, что
нам нравится, из одной игры, которую мы любим, в другую (которую любим
не меньше).
Be well.
--------
Darkloke"
В журнале №11(134) за ноябрь "Игромания" опубликовала на стр. 197 ответ на наше письмо (привожу полностью):
"От моды до плагиата один шаг.
Практически все разработчики очень четко оговаривают, как можно использовать контент (музыку, звуки, модели, анимацию и т.д.) из их игр. Все условия обычно прописаны в соглашении, которое показывается в инсталляторе перед началом установки. А вот его-то игроки обычно и не читают: просто пролистывают, ставят галочку "Согласен", и все. Поэтому обрисуем ситуацию в общих чертах: исключения возможны, но они встречаются все реже и реже.
Если игра поставляется без SDK (Software Development Kit) или редактора, извлекать из нее любую составляющую нельзя. Даже если вы выудите на свет божий модели и используете их в бесплатном моде (пусть и к той же игре), то теоретически разработчики могут подать на вас в суд.
Если же редактор прилагается к игре, то никто не мешает вам использовать игровой контент для создания дополнений. Но тут есть три очень важных условия:
1. Никаких денег - мод должен быть полностью бесплатен.
2. Мод должен быть обязательно для той игры, из которой вы взяли контент. Ну или не именно для той игры, а для игры на том же движке или от того же разработчика. Взять хотя бы Valve Software. SDK для Half-Life 2 позволяет разобрать игру буквально по косточкам, причем не только Half-Life 2, но и остальные игры на движке Source - Portal или Team Fortress 2. Никто не расстроится, если вы сделаете мод для Team Fortress 2 с персонажами из Half-Life 2 или с текстурами из Portal. Но вот если решите добавить гравипушку или модель Гордона Фримена в какой-нибудь Call of Duty 4: Modern Warfare, но нарушите соглашение и у разработчика могут появится к вам вполне обоснованные претензии.
3. И наконец, третье правило. Все права на мод (за исключением права на коммерческое распространение) принадлежат разработчикам. Даже если вы полностью переделали все модели, перерисовали текстуры и перемикшировали музыку. К тому же вы не можете ограничить использование распространение своего творения. Часто приходится наблюдать ситуацию, когда кто-то из мододелов выкладывает разработку только на своем сайте и, если видит, что кто-то выложил ее в другом месте, с пеной у рта требует убрать [я так понимаю речь идет о случае, когда мод помещен на другом сайте в "оригинальной упаковке", а не тогда, когда кто-то изменил в нем что-то на свой вкус и лад и выставляет это уже почти как свое творение - примечание от Darkloke]. Так вот такие требования незаконны. Бесплатное дополнение имеет право распространять любой человек, опять же если он не получает с этого никакой коммерческой выгоды.
И тем не менее. Разработчики до сих пор сквозь пальцы смотрят на то, что творят модотворцы. В Сети можно найти множество дополнений, где модели из одной игры используются совсем в других. Никто никого за шкирку не хватает и в суд не тащит. Но если хотите, чтобы все было официально, лучше делайте весь контент сами или свяжитесь с разработчиками и спросите у них разрешения (желательно в письменной форме - посылаете запрос с пожеланием, чтобы вам прислали отсканированную заверенную копию). Это может показаться нереальным, на самом же деле даже крупные компании девелоперов зачастую дают свое согласие на такое "неформатное" использование контента."