IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> Опрос про Forge от НВК, Три вопроса про Фордж
Forge
Сочетание фэнтези и современных технологий в общем (без учёта данного концепта)
Мне НЕ нравится сочетание фэнтези и технологий в принципе, даже замаскированных под стим-панк или мана-панк [ 3 ] ** [7.89%]
Мне нравится/нейтрально такое сочетание, только если оно замаскированно под стим-панк, мана-панк и т.п. [ 10 ] ** [26.32%]
Мне нравится/нейтрально такое сочетание даже в незамаскированном виде (танки, ракетницы и т.п) [ 23 ] ** [60.53%]
Мне нравится/нейтрально такое сочетание в замаскированном виде, но именно в Героях 3 я бы НЕ хотел его видеть. [ 1 ] ** [2.63%]
Мне нравится/нейтрально такое сочетание даже в незамаскированном виде, но именно в Героях 3 я бы НЕ хотел его видеть. [ 1 ] ** [2.63%]
Дизель-панк Forge от НВК
Мне нравится идея незамаскированного дизель-панк города в тройке, но конкретный концепт кажется совсем неудачным [ 7 ] ** [18.42%]
Мне нравится идея незамаскированного дизель-панк города в тройке, конкретный концепт кажется в чем-то удачным, в чем-то неудачным [ 15 ] ** [39.47%]
Мне нравится идея незамаскированного дизель-панк города в тройке, и конкретный концепт кажется удачным (или неудачным лишь в деталях) [ 5 ] ** [13.16%]
Мне НЕ нравится идея такого города в Тройке, и сам концепт кажется совсем неудачным даже для другой игры без фэнтези [ 7 ] ** [18.42%]
Мне НЕ нравится идея такого города в Тройке, сам концепт кажется в чем-то удачным, в чем-то неудачным для игры без фэнтези [ 1 ] ** [2.63%]
Мне НЕ нравится идея такого города в Тройке, но сам концепт кажется удачным для другой игры без фэнтези [ 3 ] ** [7.89%]
Forge и Роли (независимо от восприятия техно-города в Тройке)
Я вижу яркие роли для отыгрыша в этом концепте (злой-учёный, инженер, коммандос и т.п) [ 19 ] ** [50.00%]
Я вижу яркие роли для отыгрыша в теории для подобного концепта, но данная реализация их плохо показывает [ 11 ] ** [28.95%]
Я НЕ вижу ярких ролей для отыгрыша в таком концепте [ 8 ] ** [21.05%]
Всего голосов: 38
Гости не могут голосовать 
Axolotl
сообщение 17 Aug 2023, 11:00 (Сообщение отредактировал Axolotl - 17 Aug 2023, 11:07)
Сообщение #1

I must gather my party before venturing forth
Сообщений: 5 129
Спасибо сказали: 17833 раза






--------------------


Спасибо сказали:
Go to the top of the pageAdd Nick
 
+Quote Post
 
Start new topic
Ответов
Vade Parvis
сообщение 19 Aug 2023, 10:52
Сообщение #2

Immortal
Сообщений: 23 635
Спасибо сказали: 19928 раз




Цитата(Dracodile @ 17 Aug 2023, 17:45) *
Vade Parvis, мне не понятна идея отделить манапанк в отдельную категорию. Мана-панк - это как раз попытка использвоать нереализованный потенциал магии. (Эберрон - это ДнД-магия + ресленно-цеховое и местами мануфактурное производство = нетипичный уклад для фентези)
Пример использования не реализуемого "по умолчанию" потенциала магии в сеттинге, в к котором одновременно соблюдаются условия повсеместного распространения и доступности магии и нахождения мира как минимум на уровне взлёта мануфактурного производства — это, в сущности, любой сеттинг, где магия используется одновременно с обычным производством и дополняют его и и принимает прикладные формы, используемые в производстве, становится неотъемлемой и обыденноц частью повседневной жизни. Это не требует введения каких-то дополнительных ограничений. Таким образом "работают" те же Forgotten Realms образца 5-й редакции — см. недавнюю "Честь воров" как наглядный пример, например. При этом, да, для FR работает весь набор "штампов-табу", которые я ругаю — но конкретно к этому аспекту сеттинга они не имеют отношения, возникнув и существуя независимо от синтеза "магической повседневности" и гильдецского и мануфактурного ремесленногг производства.

Манапанк, именно в "чистом" его виде — совсем другой случай. Здесь по умолчанию принимается допущение, что общеизвестность и доступность магии остановили развитие. Это само по себе нормально (лично я этот набор штампов в большинстве его проявлений не особо люблю — но это именно вкусовщина; случай вырождения в такую отрыжку человеческой цивилизации, как "бояр-аниме", оставляю)*. Проблема в том, что авторам "чистых" манапановых сеттингов, с одной стороны, скучно делать вариант типичного "замка Чернокнижника/Волшебника", который по умолчанию будет получаться с таким набором установок (как у тех же Алинов в RoL, раз её вспомнили)**. Авторы хотят обыграть клише и антураж Нового времени, причём позднего — чтобы индустрия, сталь и латунь, капитализм, циничное рациональное мышление, фронтир и ограбления поездов лихими героями в то время, как другие лихие герои сочетанием ума и смелости раздвигают границы известного. И чтобы это всё было прямо выпуклым в визуальном плане. Но, с другой, они не хотят отказываться ни от штампа "магия делает ненужным техническое развитие, поэтому его в нашем сеттинге не будет (а остановится оно на уровне, визуально напоминающем XVI век)", ни от моего любимого штампа "запрета на огнестрел"*** и прочие подобные. Что приводит к появлению жуткого кадавра, выезжающего чисто за счёт необычности стилистики — где, в общем-то, взяты образы и клише стимпанка, вестерна и прочего "около XIX века в массовых художественных произведениях", а также, опционально, атрибуты киберпанка -- но ко всему кое-как приколочено, что "это всё работает на магии, на мана-кристаллах, на силе стихийных духов" и т.п.

Никаких "грубых и неприятных" реальных технологий нет табу абстрактного фэнтези не нарушаются! Здешний револьвер — это ни в коем случае не револьвер, это волшебная палочка, развитая до формы револьвера, с шестью магическими зарядами в барабане, стреляет она как бластер -- и держит её в руках ганслингер в широкополой шляпе и характерной одежде, с мана-кристаллами для револьверной волшебной палочки в патронташе, во время ограбления магического поезда энергию для которого вырабатывает заточённый в топке элементаль и которая передаётся черех мана-кристаллы, позволяя поезду магнитно левитировать. Выглядеть поезд при этом всё равно как паровоз и оборудован массивным скотоотбойником. И т.д. Свои заводы со станками и пр. — а также кибернетические протезы, трансгуманизм, классовый антагонизм расцветающего капиталистического общества, уличные субкультуры, хакеры с манадеками и панки со светящимися магическими татухами с маначернилами. Просто всё с постоянным костылём It's a magic!, который приписывается ко всем подряд понадёрганным образам (и подчёркиаается, в прямом и переносном смысле, многочисленными "лампочками" и "светодиодными лентами" торчащих отовсюду манакристалов), служа универсальным оправданием и "успокоителем" для аудитории, так что обе стороны делают вид, будто никакие фэнтезийные табу не нарушаются, на них будто бы не посягают — а значит, и авторы, и игроки/читатели/зрители могут развлекаться дальше, они будто бы ничего не нарушают.

Из всего "что-то-там-панка" такой подход больше всего напоминает, внезапно, "стоунпанк". А вы знаете, что это такое на практике — нарочито плюющая на непротиворечивость (и чётко обыгрывающая полный набор клише о жизни американской семьи среднего класса в субурбии в середине XX века) комедия "Флинтстоуны", выделенная в фэйковый "поджанр" просто потому что отечественным авторам конца нулевых — начала десятых хотелось заполнить эпохами списки "направлений таймпанка" чтобы генерировать контент для журналов и сетевой траффик (по логике это должен быть тип сеттинга, где произошёл развития на уровне каменного века из-за более раннего появления технических достижений, характерных для более поздних эпох, и значительного совершенствования методов обработки каменных инструментов — но нет, "Флинтстоуны", "просто потому что идите нахрен, вот почему", на протяжении последних эдак пятнадцати лет). Близость именно к "Флинтстоунам" — не особо лестная характеристика для серьёзного произведения в серьёзном мире, не находите?

Тот же Эберрон, как кодификатор клише "манапанка" в чистом виде — именно таков (см., например, эссе про огнестрельное оружие: архивная копия оригинала, перевод на русский). И он конкретно родился из желания Кита Бейкера сделать Pulp Adventure и Noir Intrigue, их набор жанровых клише, визуальных образов и пр., на базе "базовой" логики ДнД с его запретительными установками.

Остаётся лишь порадоваться, что манапанк как отдельная сущность в действительности — очередной фэйковый жанр, и кроме Эберрона (задавшего набор штампов) и Аллодов Онлайн ("вдавивших педаль в пол" в использовании этих штампов и внедривших сам термин "манапанк"), выезжавших за счёт эффекта новизны и таланта авторов — успешных примеров таких сеттингов и нет, а потому эта тема не успела стать совсем злокачественной. "Элементов манапанка" (наличие магического хренполучия, служащего источником энергии, совмещение механизмов промышленного изготовления с арканными техниками etc) — выше крыши, но в основном никто (в отличие от двух вышеупомянутых примеров) не заморачивается необходимостью вводить костыли, запрещающие то же огнестрельное оружие, переводящие все механизмы на взаимодействие только между элементами из магического хренполучия etc, и никто не заморачивается тем, чтобы этими элементами что-то там заместить, "зацензурить".


* Это не что-то экстраординарное — моделирование общества, где повсеместное распространение магии и продуктов её применения и достижение ею достаточной эффективности произошло на достаточно раннем этапе, застопорило общество в архаичных формах и установило "диктат" магических практик и мистики во всех сферах жизни, поскольку маги замкнули на своей деятельности жизнедеятельность социума и либо просто не заинтересованы развивать что-либо кроме области интересов своей элитарной группы, либо целенапоавленно давят ростки прогресса, чтобы не терять власть

** Собственно, в массе своей никто это как манапанк и не классифицирует при несоблюдении некоего минимального набора "антуражных" штампов — пусть даже в сеттинге у этих "магократов" летающие замки, работающие на магических кристаллах, а серийные големы трудятся на шахтах по добыче этих кристаллов.

*** Основания применения которого обычно сводятся к тому, что "порох разрушает средневековую атмосферу", "порох убивает чувство благородства и исключительности главных действующих лиц" и "развитая магия и алхимия делает ненужным изобретение пороха, поэтому его в нашем сеттинге не будет" (это отдельная забавная вещь, т. к. порох IRL — одна базовых полезных вещей, которые могут получиться у алхимика, и которая так иначе должна у него получиться, если не вводить костылей с "изменением физических констант"****, приводящим точечно к инертности пороховой смеси, или с ревностно соблюдаемыми религиозными запретами и т. п.).

**** Отвратительный штамп, видимо, пошедший от "Хроник Амбера". Изменение физических констант, которое приводит к инертности пороховой смеси, но не затрагивает её составляющих и вообще никаких механизмов окисления и каких-либо проявлений окружающего мира (а зачастую ещё и соседствует с переполненностью атрибутикой мира, во многом и основанного на том, что уголь горит, давая высокую температуру, и т.п., появившейся тогда и там, где пороховая смесь играла очень большую роль) — это, прошу прощения, безотносительно достоинств самого произведения — неконсистентная херня. It's a magic! В самом худшем его проявлении. В случае с Амбером это компенсируется высоким художественным уровнем и отчасти оправдывается как общим метахулиганством (в том числе концептом иллюзорности этой метавселенной, включая реальный мир читателя), так и строительством вокруг этого сюжета в какой-то момент. А также тем, что сильный автор, намерившийся достичь хорошего результата, в принципе практически из любого сюжетного "топора" при достаточном прикладывании усилий сможет сделать "кашу" консистентного и интересного повествования, успешно подавляющего недоверие. Но в то же время это легитимизировало применение этого в основе своей "плохого" приёма повсюду как костыля, затычки для творческой лени и оправдания ожиданий впитавшей штампы аудитории, и "кодифицировало" как один из общих базовых штампов фэнтези (равно как и идея с использованием сверхдорогой и малоизвестной смеси из очень редких компонентов в кач-ве авторского инструмента, позволяющего точечно делать исключение из базового правила невозможности применения пороха из-за его инертности).


NB. Прошу прощения за сумбурность изложения и, возможно, несколько раздражённый тон. Дал себе волю проехаться по неприятной мне теме "штампов-табу", накидывая текст фрагментарно в свободные моменты.


Цитата
И наоборот, стимпанк прекрасно годится для маскировки реальных технологий. Ведь в реальности та же "Машина Различий" XIX века осталась курьезом...
Спасибо, как раз и сам хотел привести этот пример — но как пример совсем не маскировки или вытеснения, а, наоборот, подхода, не нуждающегося в них, о котором я говорил.

В реальности разностная машина осталась техническим курьёзом вовсе не из-за её несостоятельности. Проблема была том, что в тогдашних условиях не было экономического основания её дофинансировать со всеми перерасходами и начать внедрять, и развивать направление. Это был чемодан без ручки для власть имущих, куча расходов (всё возрастающих) сейчас и неочевидная выгода в будущем. На самом деле, я бы сказал, что чудом было, что на неё какое-то время всё-таки выделяли изрядные средства.
(Что уж там, даже спустя столетие представители режима, который принято ассоциировать со сверхтехнологиями и с огромными расходами на всякое сумрачное творчество безумных гениев, крайне пренебрежительно относилось к передовым электромеханическим вычислительным машинам Цузе.)

В "Машине различий" Гибсон и Стерлинг взяли базовое допущение, что сложности с финансированием и изготовлением были решены, разностная и аналитическая машины были завершёны и стали успешно применяться, тиражироваться и развиваться — и далее моделируют мир, где раннее внедрение универсальных вычислительных машин дало основу для скачка развития и направления его по несколько иному по сравнению с реальной историей пути. Также они обыгрывают сходство социальной проблематики киберпанка и реальной викторианской эпохи, усиленное за счёт добавления информационно-технологической компоненты и вообще ретрофутуристических технологий (позволивших напрямую транслировать жанровые клише и играть с ними).
В романе есть "техническое чудо" в виде гигантской вычислительной машины, являющейся сильным ИИ — но это "декоративный" элемент для атмосферы и "крутости", тот же сеттинг и ту же проблематику спокойно можно было бы показать и без этого.

Цитата
Не говоря уж о том, что стипанком называют и весьма нереалистичные вещи, типа тех же Винчи из Rise of Nations: Rise of Legends, или сеттинг веб-комикса Girl Genius (авторы, конечно, предпочитают термин Gaslamp Fantasy, но многие читатели считают, что Gaslamp Fantasy и Стимпанк с фентези-элемнтами - это одно и то же.)

С Винчи в RoL интересная ситуация. Многие базовые юниты либо весьма и весьма аккуратно и при этом изобретательно (то, как исполнен экзоскелет у детализированной модели бойца из кинематика и с промо-рендеров — 1, 2 — это прекрасно) работают с визуальными образами и техническими концепциями, или, по крайней мере, работают в областях, где по умолчанию "подавление недоверия" требует меньших усилий (все принимают допущение насчёт возможности создания клокворковых и паровых роботов, понимая, что это не вполне реалистично) — а среди крупных юнитов начинаются выбивающиеся из стиля и из логики технического уровня "просто самолёты" и "просто танки", сильно контрастирующие с визуальным и концептуальным пиршеством в случае юнитов попроще. Видимо, на этом месте авторам отказала фантазия и/или у них кончились образцы для вдохновения. Надо сказать, наглядный пример того, как можно было бы поступить и какой стилистический ключ использовать для юнитов-левиафанов, чтобы избежать этой проблемы диссонанса, у нас есть — класс Dreadnougt (Технократ) в AoW3.
И в защиту Винчи всё-таки можно добавить, что по лору это потомки межзвёздных колонистов в условиях постапокалипсиса. Лучше бы этого обоснуя избегать для объяснения противоречий — но всё-таки технически его вполне можно использовать.

Girl Genius же — совсем особы случай. Весёлая пародия на стммпанк, где его штампы нарочито доводятся до абсурда, сталкиваются друг с другом и причудливо преломляются, и на этом строится мир. Внутренне непротиворечивый, консистентный, очень интересный для наблюдения за происходящим в нём бардаком -- но откровенно несерьёзный в основе своей. Это мир чётко для юмористического комикса, близкого к европейской традиции.
При этом, что иронично, это вообще не фэнтези, особенно в том суженном значении, которое приобрёл термин в совиеменной массовой культуре. "Фэнтези" в случае супругов Фоглио — это, в сущности, дисклеймер: "у нас тут не НФ, мы знаем, что так работать не будет, отстаньте, не мешайте развлекаться". Так-то весь мир строится вокруг сугубо НФ-шных образов, допущений и клише, в нём нет ничего восходящего к "физике" волшебной сказки, мифа или эпоса, что является непременным атрибутом фэнтези в современном понимании.


NB. Говоря про "моделирование", я не подразумеваю, что авторы прямо проводят какие-то исследования, анализируют, строят детальную модель развития вымышленного мира и т.п. Часто, похоже, закономерности выстраиваются по наитию, в соответствии со здравым смыслом, опытом, образованием и чувством вкуса -- полностью или в значительной мере. Ну, или просто качественно подражая "первым величинам", у которых этот процесс "действия по наитию" уже произошёл. Прежде всего в это касается относительно давних произведениях, когда эту область особо не осмысляли и не пытались анализировать.


--------------------
Go to the top of the pageAdd Nick
 
+Quote Post

Сообщений в этой теме
- Axolotl   Опрос про Forge от НВК   17 Aug 2023, 11:00
- - Dracodile   Сразу вопрос: а с точки зрения данного опроса, куд...   17 Aug 2023, 11:15
|- - Axolotl   Цитата(Dracodile @ 17 Aug 2023, 15:15) Ср...   17 Aug 2023, 11:20
- - XEL   Мои ответы: 3, 2 (во многом в сторону 3), 1.   17 Aug 2023, 11:16
- - Dracodile   Ответы: 3, 2, 2.   17 Aug 2023, 11:18
- - Seiffear   3,2,1   17 Aug 2023, 12:27
- - Mantiss   Отмечу, что по вопросам может сложиться впечатлени...   17 Aug 2023, 13:22
- - Mefista   Ядрен покемон, огнеметы и наплечные пушки древнее ...   17 Aug 2023, 15:11
|- - Mantiss   Цитата(Mefista @ 17 Aug 2023, 15:11) Ядре...   17 Aug 2023, 16:18
|- - Dracodile   Цитата(Mefista @ 17 Aug 2023, 15:11) Ядре...   17 Aug 2023, 16:45
- - Vade Parvis   Вижу ряд проблем с опросом, к сожалению. И я сам с...   17 Aug 2023, 15:26
|- - Axolotl   Цитата(Vade Parvis @ 17 Aug 2023, 19:26) ...   18 Aug 2023, 09:31
- - IQUARE   Цитата(Dracodile @ 17 Aug 2023, 11:15) Эт...   17 Aug 2023, 17:10
|- - Dracodile   Цитата(IQUARE @ 17 Aug 2023, 17:10) Варпс...   17 Aug 2023, 17:43
|- - 海马   Цитата(Dracodile @ 17 Aug 2023, 17:43) (Д...   18 Aug 2023, 01:56
- - IQUARE   Цитата(Dracodile @ 17 Aug 2023, 17:43) Ос...   17 Aug 2023, 18:33
- - Dracodile   Цитата(IQUARE @ 17 Aug 2023, 18:33) Гномы...   17 Aug 2023, 19:14
- - laViper   А что такое "замаскированный"? Если сейч...   17 Aug 2023, 20:25
|- - Axolotl   Цитата(laViper @ 18 Aug 2023, 00:25) А чт...   17 Aug 2023, 20:46
|- - 海马   Цитата(laViper @ 17 Aug 2023, 20:25) А чт...   18 Aug 2023, 02:28
|- - Mefista   Цитата(Dracodile @ 17 Aug 2023, 16:45) Ци...   18 Aug 2023, 22:52
- - 海马   3. 1. 3.   17 Aug 2023, 21:09
- - laViper   ЦитатаПоэтому, единственный видимый мной вариант, ...   18 Aug 2023, 23:34
|- - Axolotl   Цитата(laViper @ 19 Aug 2023, 03:34) Цита...   19 Aug 2023, 09:21
- - Mefista   Железная руда же, не камень.   18 Aug 2023, 23:40
- - laViper   Ну что она прям железная вроде не упоминается, ров...   18 Aug 2023, 23:54
- - 海马   Из железной руды получаются прекрасные каменные за...   19 Aug 2023, 01:24
- - laViper   Ну понятно что это опять идёт игровое допущение, в...   19 Aug 2023, 07:16
- - Vade Parvis   Цитата(Axolotl @ 17 Aug 2023, 21:46) Вот,...   19 Aug 2023, 09:10
|- - Mefista   Цитата(Vade Parvis @ 19 Aug 2023, 09:10) ...   19 Aug 2023, 14:37
- - Vade Parvis   Цитата(Dracodile @ 17 Aug 2023, 17:45) Va...   19 Aug 2023, 10:52
- - Dracodile   Vade Parvis, судя по вашему тексту, выходит - 100...   19 Aug 2023, 11:07
- - Vade Parvis   И вы ещё обвиняете оппонентов в том, что они не вн...   19 Aug 2023, 11:11
- - Dracodile   Цитата(Mefista @ 18 Aug 2023, 22:52) http...   19 Aug 2023, 11:15
- - Axolotl   Немного подумал и чуть разверну тему про антураж и...   19 Aug 2023, 11:43
- - Dracodile   Цитата(Vade Parvis @ 19 Aug 2023, 11:11) ...   19 Aug 2023, 12:09
- - Vade Parvis   Цитата(Dracodile @ 19 Aug 2023, 12:15) Чт...   19 Aug 2023, 12:25
- - Axolotl   В контексте размышлений о штампах в фэнтези, не уд...   19 Aug 2023, 12:40
- - Dracodile   Раз уж мы заговорили о штампах типа "В Фентез...   19 Aug 2023, 13:08
|- - Axolotl   Цитата(Dracodile @ 19 Aug 2023, 17:08) Хо...   19 Aug 2023, 13:19
- - Axolotl   Кстати, про клише типа "у нас тут всё работае...   20 Aug 2023, 15:48
|- - Mefista   Цитата(Axolotl @ 20 Aug 2023, 15:48) Кста...   22 Aug 2023, 17:53
- - laViper   Ну бывает по-разному, тем более что физика-химия с...   21 Aug 2023, 18:48
|- - 海马   Цитата(laViper @ 21 Aug 2023, 18:48) Ну б...   22 Aug 2023, 02:01
|- - Mantiss   Цитата(海马 @ 22 Aug 2023, 02...   22 Aug 2023, 17:09
|- - 海马   Цитата(Mantiss @ 22 Aug 2023, 17:09) Бесо...   23 Aug 2023, 02:21
- - laViper   ЦитатаЯ склонен считать, что магия ничего не делае...   22 Aug 2023, 19:22


Reply to this topicStart new topic
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Текстовая версия Сейчас: 12 December 2025 - 02:13
Copyright by Алексей Крючков
Strategy Gamez by GrayMage
Programming by Degtyarev Dmitry
  Яндекс.Метрика