Мне тут напомнили, что я собирался выложить на форум простыню, написанную в конце сентября для игроков своей ролёвки (писать простыни по сеттингу я мастер, а вот заставлять играть…). Обрабатывать лень. Эта тема, потому что так проще будет найти (иначе кинул бы во "Флуд по вселенной"). На расхождения с каноном просьба указывать в мягкой форме и тут же прощать, списывая на неинформированность рассказчика.
Цитата
Планы активно влияют на мир?
Часто демоны светяться?
Короче от Knowledge (The planes) будет толк?
Цитата
Давай я просто прочитаю лекцию на тему "Что высокоучёный школяр с очень прокачанными knowledge'ами и очень хорошим броском на оные (DC 30+) может рассказать о вселенной Might and Magic".
Взгляните на небо, и вашим взорам откроется пустота, усеянная звёздами — мирами, полными бушующего огня. При помощи оптической трубы можно узреть и другие миры, не испускающие света и потому недоступные обычному глазу; их мы называем планетами. Но небо не всегда было полно ими, и не всегда существовала та планета, на которой мы стоим. Во времена невообразимо давние Великая Пустота была настоящей пустотой, бесконечной и безграничной. В ней не было ничего, и нечему было меняться во времена до начала вечности. Всё началось — вдумайтесь в эти слова, юные люди: "Всё началось" — когда в Пустоте выпала роса; учёные называют это конденсацией. Она шла, пока всё мироздание не наполнилось ледяным туманом, и в глубине этого тумана появился первый океан. Океан этот населяли рыбы, и тритоны, и невообразимо ужасные чудища, выродившиеся потомки смирнейших из которых и поныне владычествуют над морской бездной. Стихийные лорды, наделённые огромной силой, сражались за власть над водами, и величайшим из них был Акваландар, король среди королей. Острый ум и доисторическая свирепость сделали его неоспоримым владыкой прочих стихий — льда и пара, кислоты и дождя.
Но за это время туман над океаном истончился и выпал дождём, оставив воздух чистым и прозрачным. Бессчётные века ветер гонял волны по океанской глади, выжидая. Наконец, духи воздуха напали на ослабевших в междоусобицах водных королей. Акваландар и его воины не были готовы к вторжению, и пришельцы успели укрепиться на завоёванной территории; их Лорд, Шалвенд, был так же беспощаден к своим воинам, как к врагам, и был готов отдать бессчётные жизни за каждую захваченную позицию. Почти столетие водяные духи держали отчаянную оборону, пока не установилось равновесие, которое ни одна из сторон не могла нарушить.
В попытке выйти из тупика Акваландар приказал своим слугам создать совершенное оружие. Так были созданы полные ненависти твари, единственным предназначением которых было разрушение. Духи огня могли выжигать жизненные силы из воздуха, оставляя лишь пустые оболочки; тех же, кто выходил из-под контроля, нетрудно было затушить. Однако водяные элементали недооценили своих рабов. Пираннаст, один из Повелителей Пламени, знал, что когда Акваландар перестанет в них нуждаться, их потушат навсегда. Притворяясь запуганным рабом, он тайно посвятил своих сородичей в свой план и договорился с лордами Воздуха; когда духи огня начали восстание, водяные не смогли подавить его, ибо вновь оказались один на один с воздушной ордой.
Акваландар понимал, что Водные Короли не смогут победить и Воздух, и Огонь, но его призывы отступить остались неуслышаны. Что значит голос разума для озверевшей толпы? Началась война, в которой Вода сражалась с Огнем и Воздухом, Огонь - с Воздухом и Водой, а Воздух - с Водой и Огнем. Битвы были безжалостны, а союзников не было ни у одной из сторон.
А затем из далёких земель, о существовании которых мало кто подозревал, пришла неостановимая армия. Себя они называли Императорами Земли и вел их Гралкор Жестокий. Земля казалась неуязвимой; вода могла размыть её, огонь — расплавить, ветер — развеять по крупинке, но грязь, лава и песок продолжали сражаться. Даже объединившись перед лицом этого нового врага, стихии не смогли помешать Императорам построить в пространстве огромные каменные шары, в глубинах которых вновь обращённые в рабство и закованные в жидкий камень духи огня (в наше время этих яростных созданий называют элементалями магмы) ковали из металла страшные орудия войны.
Но на поверхности этих глыб грязь, песок и пепел оседали, образуя плодородную почву. Из почвы проросли травы и леса, а в лесах, подобно личинкам мух в тухлом мясе, зародились животные, которые ходили по земле, пили воду, дышали воздухом и нуждались в тепле. Никому не было до них дела — стихии не видели угрозы в их существовании. Со временем из зверей поднялись смертные, такие, как люди, эльфы и гоблины, а из смертных поднялись боги. Когда Повелители Стихий осознали, что у них украли саму вселенную, за которую они сражались, было уже поздно — овладев секретами власти над духом и материей, на жалких крупицах которых основана вся современная магия, боги изгнали духов в другие измерения, известные вам как Планы. Так началось Время Чудес. По доступным мне сведениям, эта эпоха длилась самое меньшее почти десять тысяч лет, хотя многие мои коллеги не исключают, что речь идёт о тысячелетиях неисчислимых. Рассказ о том, что мы знаем о Времени Чудес и о наступлении Безмолвия, увёл бы нас слишком далеко в сторону от темы нашего занятия. Нас интересует только то, что война стихий оставила Пустоту полной миров, охваченных одной стихией и потому бесплодных — вроде звёзд и голых лун — но и миров плодородных, вроде Энрота, и под опекой богов смертные расселились по ним. And that's how Equestria was made.
Поскольку Планы были созданы в первую очередь как вместилище для духов, тюрьма, если угодно, то их ключевое свойство — ограниченность. Если Великая Пустота бесконечна и безгранична и путешествию между мирами мешает лишь расстояние, то границы между Планами нематериальны, но весьма прочны, особенно изнутри. Вызов существ из Планов требует весьма сложных заклинаний и большой магической силы, как и путешествие между ними, и даже Акваландару, после своего поражения обратившемуся к тому, что победило его — магии — и ныне являющемуся, боюсь, самым могучим чародеем во вселенной, не по силам перебросить в наш мир и крохотную часть его армии. В противном случае лишь божественное вмешательство спасло бы нас от катастрофы, ведь Акваландар, Шалвенд и Гралкор всё ещё считают мироздание своей законной собственностью и были бы счастливы расчленить сопряжение стихий, составляющее наш мир и нас самих, обратно на первоэлементы.
И всё же Планы влияют на наш мир гораздо сильнее, чем может показаться. Иногда недобросовестный волшебник, вызвав элементаля или иное создание Планов или открыв межпространственный разлом, не утруждается изгнать его обратно или закрыть то, что открыл. В более диких краях Антагарича несложно встретить потомков созданий, попавших сюда таким образом, будь то элементали, фениксы или гидры. Известно ли вам, что гоги и магоги, как бы привычны они нам ни были — не исконные жители этого мира, но аборигены плана Огня, и те дикари, какими мы привыкли их считать — не более чем одичавшие племянники высокоразвитой цивилизации? Что до водяных элементалей, нифм и океанид, населяющих озёра и моря нашей планеты — один мой коллега полагает, что мы чересчур беспечны в их отношении. Даже такие явления, как ветер, дождь, землетрясения и речные пожары могут быть истолкованы как действия духов настолько древних, что они не мыслят себя отдельно от природы нашего мира — общение с подобными духами и поддержание равновесия между ними лежит в основе друидических практик, некоторые из которых, я убеждён, восходят ко Времени Чудес.
И, наконец, говоря о существах Планов, живущих в нашем мире, нельзя не упомянуть о наших друзьях джиннах. Их роль в бракадском обществе настолько привычна нам, что мало кто задумывается о том, сколь необычно подобное сосуществование. Пожалуй, оно и к лучшему. Даже если бы, скажем, меня посетила какая-нибудь нелепая мысль — например, что не случайно целью древнего союза стала именно Бракада, средоточие сохранившихся знаний Древних и мировой центр магических исследований, и что, возможно, однажды мы ещё пожалеем о своей доверчивости — я всё равно не смог бы ничего изменить, ведь мало кто поверил бы мне, а не историческим данным, недвусмысленно утверждающим, что служба людям как индивидам и обществу — их единственное предназначение от природы. Разумеется, как и всё, связанное с историей империи Бракадуун до второй половины второго века, эти данные известны нам со слов живших в то время джиннов, так что нет никаких оснований подвергать их сомнению. Поэтому я настоятельно рекомендую вам, молодые люди, проводить меньше времени в размышлениях над столь праздными и нелепыми темами и больше — в работе над вашим домашним заданием.
Демоны? Хороший вопрос. Видите ли, существуют и иные планы, помимо четырёх стихийных — например, План-между-Планами, Рай и Преисподняя; ваш вопрос непосредстванно касается последней, но, с вашего позволения, я пройдусь по всем трём.
План-между-Планами — это средоточие магии. Чтобы не вдаваться в вопрос о том, что такое магия, прибегну к очень упрощённому объяснению. В нашем мире только волшебник может наделить себя способностью летать, и на это уйдёт некоторая часть его сил. В измерении Воздуха нет земли, к которой стремилось бы падающее тело, и его жителям не требуется магия, чтобы летать; однако, окажись там кто-либо из вас, он, скорее всего, начнёт падать и будет падать, пока не столкнётся с чем-либо или не использует заклинание полёта. Чем выставит себя посмешищем в глазах обитателей плана, ибо там нет никакой силы, которая вызывала бы падение, кроме привычки, говорящей нам, что, оставшись без опоры, мы падаем. Достаточно очень твёрдо знать, что в плане Воздуха можно парить в любом направлении, и вы будете парить безо всяких чар. В плане Огня поля из жидкой лавы покрыты травой из языков пламени, в которой цветут ослепительно яркие подсолнухи, и воздуха нет — само пространство между предметами светло и горячо, как пламя свечи, но опытный путешественник, вроде меня, может прогуляться по этим полям, не получив ни ожога. Великолепное зрелище, надо сказать, я в первый раз потерял дар речи… Разумеется, позволив себе вспомнить, что огонь жжётся, вы сгорите на месте, так что если вы не уверены в своих способностях, лучше используйте все защитные чары, какими владеете. Другими словами, ни одна стихия не может причинить вреда тому, кто управляет ей — к слову, на этом основаны заклинания, защищающие от стихийных атак. Так, м-м… Так вот, в нашем мире стихии не обладают подобным свойством сами по себе, для управления ими требуется применять магию. На Плане-между-Планами дело обстоит с точностью до наоборот. Если бы вы были единственным существом на нём, весь он подчинялся бы только вашим мыслям, желаниям и ожиданиям. Сама ткань реальности с готовностью принимала бы любую угодную вам форму. Я вижу, среди вас есть наделённые достаточной мудростью, чтобы осознать ужас этого положения; похвально. На деле там так же сложно остаться одному, как в моих покоях в башне преподавателей… Это была шутка. Так или иначе, сколько бы приятного ни было в пребывании в этом плане, он полон кошмаров из глубин подсознания, самых жутких и причудливых фантазмов, которых способно породить ваше воображение, и принципиально неописуемых порождений хаоса. Просто сохранить границу между своими мыслями, чувствами и страхами и мыслями и страхами залетевшей туда в незапамятные времена мухи — задача, требующая огромной самодисциплины. Чудища, которых вызывают заклинатели Крюлода и Дейджи и которые проявляют неприятную склонность выживать и даже размножаться в нашем мире, тоже родом оттуда — это воплощения врождённого страха зверя перед хищником. Тем печальнее участь тех безумцев, которые ищут в Плане-между-Планами путь к непревзойдённой магической силе. Иногда они получают… что-то… что нарушает все известные законы волшебства, но не раньше, чем теряют всякое подобие разума. План-между-Планами сообщается со всеми четырьмя стихийными, так что принято считать, что он создан богами как ещё одно препятствие между ними — и он прекрасно с этим справляется; элементали точно так же не смеют проникать туда.
Что до Рая и Преисподней, или, как её ещё называют, Подземного Мира… К сожалению, достоверные сведения о них очень скудны. Мы владеем заклинаниями, возвращающими мёртвых к жизни, воистине чудесным наследием богов, но не знаем, как они работают. Могу заверить тех из вас, у кого могли появиться глупые и опасные мысли: некромантия не даст ответов на эти вопросы. Все некромантические практики работают с неупокоенными душами либо бездушными трупами, избегая каких-либо связей с Преисподней. Так или иначе, принято считать, что Рай — это измерение, где обретают покой души умерших, ведших праведную жизнь, Преисподняя же — своего рода измерение-тюрьма, куда попадают души преступивших законы божьи, чтобы, по замыслу богов, терзать друг друга, постепенно превращаясь телом в демонов, то ли вечно, то ли до конца света, то ли до ещё какого-либо события. Разумеется, различные вероисповедания расходятся во мнениях о том, что есть праведная жизнь и что есть грех. Советую иметь в виду, однако, что некромантия считается грехом всеми без исключения; даже её последователи не спорят с этим, хоть и верят в наивной гордыне, что либо готовы заплатить такую цену за даруемые ею знания и силы, либо способны избежать смерти как таковой. Это трагичный образец того, как опасные и безумные заблуждения могут толкнуть человека на путь бесчеловечных преступлений и духовного разложения; он должен послужить вам уроком, но ни в коем случае не примером.
Возвращаясь к вашему вопросу, молодой человек. Нет, несмотря на свой возраст, я не близорук и видел, как вы оскорблённо погладили эту вашу бороду; вы можете быть какого угодно высокого мнения о себе, но рядом со мной вы младенец, и пока вы в этой аудитории, я вправе обращаться к вам как к младенцу. Итак, возвращаясь к вашему вопросу: как бы ни разнились сведения о них, сами демоны вполне реальны. В первые столетия после Безмолвия они неоднократно вторгались на поверхность и только сопротивление, оказанное империей Бракадуун, помешало им захватить Энрот. Последняя попытка вторжения во главе с герцогом Дизелиском была отбита королём Рионом, основателем Эрафии. В самых глухих углах мира и поныне можно найти пещеру с уцелевшим с тех времён демоном — как правило, либо достаточно ничтожным, чтобы за много веков никто не обратил на него внимания, либо достаточно могущественным, чтобы никто не смог избавить мир от него. К счастью, теперь демоны не представляют угрозы; вскоре после основания Эрафии в Преисподнюю в поисках новых территорий спустились гномы. Для этого народа строительство крепости в подобном месте — задача, обещающая море веселья и магмы. К середине шестого века после Безмолвия гномы заселили всю Преисподнюю, объявили независимость от Каменного города и, кажется, вполне довольны жизнью там, так что можно не бояться возвращения этих монстров на поверхность. Разумеется, я о гномах. Хе-хе.
План лекций требует, чтобы, говоря о Рае и Преисподней, я непременно упомянул Лодочника. Понятия не имею, зачем; я убеждён, что без достоверных сведений о том, что он такое или каковы его функции, в этом нет смысла. Доподлинно известно лишь, что Лодочник — не бог и не демон, что он как-то связан с перевозкой душ в Рай или Преисподнюю и что за особую цену он может переправить в Преисподнюю заживо или вернуть в этот мир мёртвого. Если вы спросите меня, то я не знаю, какая польза может быть от первого, а второе обойдётся гораздо дешевле в храме. Всё остальное, что можно услышать о нём — не более чем бабушкины сказки, подтверждений которым нет ни в одной книге.
И напоследок, ещё раз вернусь к демонам. В наше время многие называют так дьяволов, что в корне неверно. Дьяволы, или кригане, как они себя называют, родом не из Планов и определённо не из-под земли. Они пришли из Пустоты, древние враги древних людей. Пророчества, записанные в Эпоху Чудес, предупреждают о них, но молчат об их происхождении и мотивах. Живой экземпляр мог бы ответить на многие вопросы, но пока никому не удалось взять криганца в плен. Мне, однако, посчастливилось изучить вместе с эрафийским учёным Ксантором труп одной из тварей, и я могу уверенно сказать: они не были созданы ни стихиями, ни богами и во многих отношениях больше похожи на насекомых, чем на зверей.
Кем бы они ни были, их намерения ясны: они собираются захватить Энрот и им чужда разборчивость в средствах. Трижды глупы нигонцы, ждущие выгоды от союза с ними! Мало того, что сами дьяволы — свирепые воины, наделённые сверхъестественными способностями, так они ещё вызывают себе в помощь чертей и демонов из Преисподней — говорят, иногда вселяя бесов в тела собственных мёртвых прямо во время боя — и состоят в нечестивом союзе с планом Огня. Я не уверен, что из этого хуже.
Более того, у меня есть веские основания полагать, что дьяволы уже разграбили и отдали на сожжение эфритам множество миров и сделают то же самое с Энротом, если только их никто не остановит. Именно поэтому мы отправили в Эрафию почти всю армию. И именно поэтому вашим курсовым заданием на эту осень будет возвращение Стэдвика его законным хозяевам. Могу вас заверить: то, что вы сегодня узнали, пригодится вам гораздо больше, чем всё, чему вас учат на курсах архитектуры. О чём они вообще думали, оставляя их в вашей учебной программе?
Записано со слов архимага Ллойда, ученика Корака Таинственного, летом 1165 г. п. Б. в Каларнене, Бракада.