Аппендикс 1. Немного географии.Тут некоторые товарищи выразили сомнение в возможности пройти из Дейджи в Таталию. Отвечаю: мы вышли из Дейджи к северу от Гранитного сада (региона, где находится Стоункастл), прошли через Изумрудные холмы (не знаю, случайность ли это или усмешка судьбы, но до Восстановительных войн этими землями владел никто иной, как я; надо сказать, знание этих мест мне пригодилось), затем пересекли ещё чьи-то довольно пустынные земли (уже не помню, как назывался тот регион) и вошли в Таталию севернее Болотных земель.

Конечно, стелз-пихотой мы не являлись и полностью незамеченными наши передвижения не прошли. Тем не менее шли мы налегке, быстро, на захват шахт и нычек не отвлекались, деревни не жгли, войско наше было относительно немногочисленным и от стратегически важных объектов (положение которых было мне прекрасно известно) держалось подальше. Так что нет ничего удивительного в том, что обо мне не доложили королеве. С подобными проблемами обычно разбираются местные лорды (не знаю уж, кому на тот момент принадлежали эти земли), не дёргая попусту Стедвик — ну а с нами и разбираться не пришлось, ибо особого вреда мы не причиняли (несколько деревень не в счёт — надо же вампирам чем-то питаться?).
А Феанору, утверждающему, что на нашем маршруте торчал Стедвик, советую срочно учить географию, гетролляфию и георкафию. Вот карта из "Возрождения Эрафии"; границы на ней ещё старые, довоенные, но вряд ли Стедвик успел переползти на сотни миль севернее.
Аппендикс 2. Почему Таталия?Нам нужен был регион, где мы могли бы восстановить силы, собрать урожай и подготовиться к вторжению обратно в Дейджу. При этом добраться до этого региона требовалось по суше — необходимым флотом мы не располагали, а времени на его строительство не было. Оставаться в Дейдже мы не могли по понятным причинам.
К северу и к востоку от Дейджи лежит АвЛи. С первого взгляда — прекрасная кандидатура. Со второго — АвЛи принимала наименьшее участие в войнах последнего столетия и понесла меньше всего потерь, а благодаря огромной территории, хорошей дисциплине и профессионализму Лесной гвардии её армия была, пожалуй, сильнейшей на континенте. Полноформатных ответных мер мы бы не выдержали.
Спорные земли? Соваться туда было бы безумием. Захватить-то их было бы делом плёвым, но, во-первых, населения там не так много (особо не разгуляться), во-вторых и главных, с севера по нам ударила бы АвЛи, не желающая бросать кусок, за который так долго боролась, с юго-запада — Эрафия по той же причине, из Каменного города наверняка пришла бы зондеркоманда гномов (выручать Хармондейл), да и Кастор не оставил бы нападение на единственного на континенте союзника без внимания. Так что Спорные земли вы уж как-нибудь без меня захватывайте.
Эрафия? Если говорить об Эрафии целиком — ероятность захватить низкая (после Восстановительной войны у каждого второго эрафийца под подушкой свиток уничтожения нежити и вообще плавали, знаем), вероятность удержать нулевая (сколько бы мы скелетов ни собрали, желающих урвать кусок будет ещё больше; к тому же наверняка приплывёт энротский флот выручать королеву). Если говорить о каком-то отдельном регионе — если проводить полноформатную скелетизацию населения, то Стедвик быстро начнёт принимать меры. В общем, этот вариант проигрывает Таталии по очкам.
Крюлод, Вори, Нигон, Курганы, Авонтнелл и Эофол, думаю, нет смысла рассматривать по очевидным причинам.
Что до Таталии — в Восстановительной войне она почти не пострадала (много потенциальной нежити), но показала себя довольно слабым противником. У неё нет союзников, которые могли бы придти ей на помощь. Она. как известно, страдает от перенаселения (кровопускание, произошедшее во время Восстановительной войны, на какое-то время ослабило демографическое давление, но к текущему моменту она вновь начала задыхаться в своих границах), так что нежити будет реально много. Её земли не представляют особенного интереса для соседей — если Таталия потерпит поражение, на её территорию будут претендовать только Эрафия (вероятно, довольно вяло и без интереса) и Крюлод (которому надо будет ещё полоску эрафийской территории пересечь). И там водятся гидры, из которых можно будет изготовлять костяных драконов и драконов-привидений (в той же Эрафии, скажем, практически не водится никого подходящего). Единственный недостаток — отсутствие общих границ с Дейджей — я бы скорее назвал достоинством, поскольку для нашей армии пересечь эрафийскую территорию не составит труда, а вот Кастору, если он попытается отправить по нашим следам большую армию, придётся преодолеть сопротивление эрафийцев. Обратно же мы намеревались вернуться морем — у Таталии прекрасный доступ к морю, хотя таталийцы почему-то не очень развили свой флот (то ли по глупости, то ли по домоседству, то ли у них была морская война с Вори, о которой эрафийские историки не имеют ни малейшего понятия).
Аппендикс 3. "Культ лорда Хаарта". Специально для Ксела.
Дезинформация это всё. Никакого культа у меня не было. И не могло быть, если подумать. Я просто не мог позволить себе поддерживать культ. При жизни я даже ни с кем из Дейджи, кроме Сандро, никогда не переписывался. Вспомните, на какие ухищрения мы с Сандро пошли, чтобы передать мне яд для короля, не вызвав ни у кого подозрений. Представьте себе: я извращаюсь с передачей яда и одновременно каждую субботу провожу в подвале собрание культа… Самим-то не смешно? То-то же.
А воскрешали меня в Бездне. После моей встречи с Николасом Сердце Грифона в Стоункастле, когда он вернул мне долги, все начали праздновать победу и никто не оставил вокруг моего трупа охрану, так что Нимбусу не составило труда войти в Стоункастл, взять мой труп на руки и переместиться к заранее поставленному в Бездне маяку Ллойда. Там уже всё было готово. Воскрешение проводилось под личным руководством Арчибальда, придававшего очень большое значение экспериментам по теме "Создание личей из лиц, умерших не в процессе РВН" (предыдущий эксперимент по этой теме, воскрешение короля Николаса, провалился из-за некомпетентности Вилмара и нецелевого применения артефактов с не вполне изученными свойствами; Арчибальд не хотел получить такие же результаты, поэтому в этот раз участие в воскрешении принимали только высококвалифицированные специалисты, а вместо артефактов использовались алхимические препараты). Почему этот эксперимент поставили на мне? Ну, потому что подобные эксперименты обходятся слишком дорого, чтобы ставить их на первом попавшемся мужике, когда можно совместить полезное с полезным и оживить лицо, разбирающееся в стратегии и тактике.