Основная и сквозная мысль - не делать многочисленных ретконов, которые были сделаны в WoW и книгах. В Варкрафт 3 и четырех книгах, служивших приквелами к нему (Of Blood and Honor, Day of the Dragon, The Last Guardian и Lord of the Clans) их было в общей сложности около десятка, но значительными были только несколько, и все они получились довольно удачно, не меняя и не нарушая основные элементы сеттинга. Of Blood and Honor, Day of the Dragon и The Last Guardian до сих пор считаю лучшими произведениями расширенной вселенной. Lord of the Clans тоже неплохо получился, хотя и понравился меньше этих трех книг. Надо сказать, Rise of the Horde и последующие произведения, которые Голден писала для Близзов после LotC, у нее вышли на несколько порядков хуже, особенно по части описания характеров и эмоций персонажей.
В WoW и новых книгах (начиная с трилогии "Война Древних" с ее бредовой идеей альтернативного прошлого) ретконов в разы больше, и многие из них очень сильно меняют Азерот и, на мой взгляд, часто не в лучшую сторону. Есть также ряд моментов, которые являются меньшими ретконами, чем, скажем дренеи-эредары и не совсем переписывают историю, но все равно очень сильно ее пересматривают. Одним из них я бы назвал существенно иной образ ночных эльфов, которые вдруг перестали быть древнейшей гуманоидной расой Азерота и одной из наиболее старших вообще. Они стали менее древними, чем тролли, от которых теперь и вовсе произошли, пандарены, таурены и многие другие. Плюс, существенно приуменьшен антураж таинственности и мудрости, хотя и не безупречности, который был одной из главных отличительных черт ночных эльфов в Варкрафте 3. Ну и ряд более мелких изменений в их стилистике, не списываемых на присоединение к Альянсу.
Также была отчасти сведена на нет концепция происхождения мира от титанов. В Варкрафте 3 созданный ими Колодец Вечности был представлен как движущая сила эволюции Азерота, которая помогла развиться жизни на планете. Все нынешние расы, за редкими исключением, либо появились благодаря ему, либо были созданы титанами. В последние годы было сказано, что каким-то образом тролли, фурболги и некоторые другие существовали еще до прихода титанов, что само по себе очень натянуто, учитывая царивший на планете хаос во время правления Старых Богов, а также идет вразрез с эстетикой титанов как расы предтеч, построивших Азерот, каким мы его знаем, и давших начало современным его обитателям.
Эти и все остальные ретконы я бы не стал делать в продолжении TFT. Вторая Война - в соответствии с Варкрафтом 2-3 - длилась несколько лет, и произошла так, как показано в Варкрафте 2, с учетом ретконов, сделанных в Варкрафте 3.
В качестве канонических источников учитываются: Warcraft I-III, Of Blood and Honor, Lord of the Clans, The Last Guardian, Day of the Dragon и
дневник Бранна, в котором рассказывается о его путешествии по Элвиннскому лесу, Вестфалу и Тернистой долине. Моменты, добавленные в Истории Варкрафта в пяти главах, фигурирующей в WoW, не учитываются (то есть, к примеру, нет дворфов Темного Железа и Рагнароса).
Что касается непосредственно мыслей по продолжению, они не очень многочисленные и большей частью обрывочные, но ряд идей есть. Ниже собрал основные.
Прежде всего, я бы не стал делать такой большой промежуток между освобождением Короля-Лича в конце TFT и нашествием Плети на остальной мир. Возможно, год-полтора, пока Король-Лич накапливает силы, но 6 лет, которые прошли в Wrath of the Lich King, это слишком много. Чисто по духу не очень складно получается, что последствия зловещей концовки TFT по-настоящему проявляются только больше чем пол-десятилетия спустя.
Также нет возвращения к концепции "Альянс против Орды". Точнее, конфликты бы были и по-прежнему играли важную роль в сюжете, но основной тематикой этой части сюжета было бы именно
недопущение возобновления войны между этими фракциями. Гораздо большая роль отведена Терамору, выступающему связующим звеном и арбитром между Ордой и странами Альянса, особенно теми, у которых остались с ней наибольшие счеты - Азеротом и Кул Тирасом. В этой связи Терамор был бы во многом даже более значимым человеческим государством, чем Азерот [также нет реткона названия королевства: "Штормград" иногда употребляется как наименование государства по имени столицы, но основное название - Азерот; дальше в этом тексте в буду использовать "Штормград" как название этого королевства, а "Азерот" - как название планеты], как основное место скопления выживших Лордерона, до своего падения бывшего политическим и идеологическим сердцем Альянса - и символ объединенной мощи Альянса, включая даже бывшие его страны, который принял ключевое участие в победе над Легионом в Третьей войне. Джайна стала стала из величайших героев человечества, на уровне сэра Лотара и Кадгара, и объединяющей фигурой Альянса, который был на грани распада с падением Лордерона и разрушением многих других территорий Северных земель Плетью и Легионом.
Разумеется, и Штормград играет важную роль в сюжете, так как он активно восстанавливался за прошедшие со Второй Войны полтора десятилетия. Ему далеко до былого величия, когда он был сильнейшим человеческим государством, но под властью Вариана Ринна королевство активно его возвращает. В сюжетной линии Штормграда будет использована только очень небольшая часть, концепций и персонажей, заложенных в WoW [например, не будет внезапного Каразана, полного магией, так как его энергия была взята Медивом, когда он стал пророком; нет пропажи Вариана, а также Нефариана и Ониксии; нет Братства Справедливости; подавляющее большинство того, что было в WoW, не учитываятся, но отдельные элементы позаимствованы], а основным ориентиром по части стиля и антуража станут Варкрафт 1-2. Ретконов географии, само собой, тоже нет [т.е. локации из WC 1-2 сохранили прежний вид и т.д.]. Вариана представляю себе не так, как он прописан в комиксе и аддонах к WoW, но тоже брюнетом. Несмотря на свою понятную ненависть к оркам, он с переменным успехом старается пересмотреть свои взгляды, видя, как Тралл преобразил Орду, которая помогла спасти мир в Третьей войне.
Ночные эльфы не вошли ни в Альянс, ни в Орду, оставаясь независимой могущественной силой, находящейся в мире с обоими и нередко помогающей Джайне и Траллу в преодолении напряженности, сохраняющейся между двумя союзниками, которые помогли им в битве у Хиджала. Наученные горьким опытом Боевой Песни, навлекшей на себя гнев Сенариуса [почти десятка полубогов, добавленных в книгах Кнаака и WoW, нет; Сенариус единственный известный и дружественный эльфам, чем и уникален] и ночных эльфов, орки Дуротара заключили с кальдореями пакт, по которому обязуются впредь не вырубать леса Ашенваля.
Фандрала Оленьего Шлема и создания нового Мирового Древа не будет, как и всего следующего из этого, включая Дарнассус. Оплотом кальдореев по-прежнему является Ашенваль. Малфурион, друиды и Хранители рощ почувствовали освобождение Нер'Зула и огромную опасность, исходящую от Плети в Нортренде. Они и Часовые готовятся защищать свои земли и особенно Мировое Древо Нордрассил от грядущего нашествия нежити.
Сохранена концепция, по которой почти все мужчины ночных эльфов, за исключением охотников на демонов, это друиды, которые периодически впадают в спячку, длящуюся тысячи лет.
Тралл и Джайна обращают все большее внимание на южный Калимдор [у меня нет четкого представления о нем, но он полностью или во многом отличается от того, что показано в WoW; возможно, что-то все же взято оттуда, но в целом все равно значительно отличается; Силитуса нет, но уделено больше внимания истории и тайнам глубин Азжол-Неруба, а также войне выживших нерубианцев против Плети], где Орда и Альянс основывают колонии, ведут исследовательские работы, добывают ресурсы и т.п.
Разумеется, нет частичного реткона с выживанием многих Высокорожденных, оставшихся ночными эльфами. Как и по изначальной концепции, все те из них, кто выжил, стали либо нагами, либо высшими эльфами. Впрочем, по всему Азероту сохранилось множество руин цивилизации ночных эльфов времен до Войны Древних, когда они фактически правили этим миром. Развалины городов и храмов, похороненные под землей хранилища и библиотеки есть и в южном Калимдоре, и в Пустошах (Гробница Древних, Святилище магистров), и на многих островах, и в восточных землях, и в Нортренде. Последнее время они все больше становятся стали объектом изучения со стороны организации вроде Гильдии Исследователей - Бранн Бронзобородый особенно заинтересован в наследии древнего Калимдора.
Улдума, Улдамана и Улдуара нет, как и выраженных элементов sci-fi в антураже титанов, но некоторые моменты, связанные с их наследием будут. Прямыми творениями титанов были те, кто упоминается в мануале RoC: изначальные каменные дворфы [не Earthen, те добавлены уже в WoW], предками которых стали современные дворфы и гномы, горные гиганты и морские гиганты. Гильдия Исследователей изучает наследие титанов и, как известно по Варкрафту 3, не так давно открыла, что на заре мира титаны создали их предков из камня.
Отрекшиеся Сильваны не примкнули к Орде и, в отличие от WoW, являются действительно значимой силой в Чумных землях (которые, как не трудно догадаться, тоже не отректонены в плане масштабности разрушений и количества выживших), подчинив себе земли, захваченные в TFT тремя повелителями ужаса, и пополнив свои ряды бывшими армиями последних. Они активно противостоят Кел'Тузаду, оплотом которого стал Стратхольм. После освобождения Короля-Лича силы Плети в Чумных землях получили мощные подкрепления из Нортренда. Король-Лич и его правая рука Кел'Тузад вознамерились окончательно вернуть себе власть в бывшем Лордероне, который должен будет стать одним из плацдармов для завоевания остального мира.
После смерти Гаритоса и предательской атаки Сильваны было человеческое сопротивление почти уничтожено, но некоторым войскам удалось спастись. Остатки сил Альянса снова закрепились в руинах Даларана и получили значительные подкрепления из Терамора, Кул Тираса, Каз Модана и Штормграда. Отрекшиеся воюют и с ними, и к ним негативно относятся основные фракции смертных рас Азерота - Орда, Альянс и ночные эльфы. Однако во время против грядущего нашествия Плети живым и Отрекшимся придется действовать сообща.
Стромгард и Гилнеас во время RoC и TFT снова сблизились с Альянсом, и вскоре снова вступили в него. Эти два королевства, сильно пострадали от вторжения Легиона [которое также заметно, но меньше, коснулось Каз Модана, многие острова Кул Тираса и север Штормграда], а затем периодических набегов Плети и других враждебных сил, таких лесные тролли, бандиты, огры и наги. Также их во время RoC коснулась чума нежити, во многом из-за торговли с Лордероном, хотя и значительно меньше, чем его. Гилнеас, несмотря на воссоединение с Альянсом, по-прежнему стремится к максимальной независимости, но не до такой степени, как в WoW - никакой стеной они не отгораживались, но по-прежнему полагаются прежде всего на себя. Стромгард и Гилнеас, как члены Альянса, оказывают поддержку даларанскому сопротивлению, хоть и меньше остальных стран.
Последователи Иллидана вернулись в Запределье [с той географией и антуражем почти безжизненных руин Дренора, которые были в TFT, без ретконов WoW, добавивших кучу выжившей флоры и фауны и поменявших многие территории; дренеи, разумеется, тоже не отректонены, и предыстория эредаров прежняя; Магеридон был убит Иллиданом] и обосновались в бывшей Черной Цитадели, переименовав ее как-нибудь на эльфйиский лад. После смерти Магеридона очень немногочисленные выжившие орки Запределья избавились от его порчи, снова став зелеными. Дренеи вернули себе то немногое, что осталось от их мира. Часть орков осталась верна демонам. Некоторым, действительно освободившимся от влияния Легиона, было позволено отправиться в Дуротар и примкнуть к Новой Орде.
Кель, помня историю своих Высокорожденных предков, очень осторожно относится к магии демонов. Он создал немногочисленный орден, в который вошли Маги Крови и многие Spell Breaker'ы, а также некоторые другие эльфйиские заклинатели. Этих магов можно было назвать варлоками, но они были ближе к охотникам на демонов: теми, кто занимался опасными исследованиями, пытаясь направить силу демонов против них, а также на благо эльфов крови в попытках утолить их магический голод. Меньше всего Кель хочет допустить того, что его народ пойдет по стопам Высокорожденных, поддавшись контролю демонов. Многие эльфийские жрецы были убиты во время падения Квел'Таласа и последующих войне Келя и Иллидана с Плетью, но некоторые остались и по-прежнему активно используют магию Святого Света наряду с традиционной эльфийской.
Эльфы крови выражали готовность короновать своего лидера, но Кель'тас решил, что пока Квел'Талас не отвоеван от нежити, он не примет королевский титул, оставшись принцем. Основной целью Келя на данный момент является восстановление Солнечного Колодца, полное или хотя бы частичное. В ходе работы в этом направлении он устроил экспедицию в руины Квел'Таласа, чтобы забрать оставшиеся артефакты и знания высших эльфов, а также свежий образец воды порченного Колодца для исследования. Также последователи Келя нередко путешествуют в Азерот, куда они открыли постоянный портал на основе того, что использовал Иллидан. Маги Келя и Вазж также предпринимают все усилия, чтобы не дать Кил'джедену и его демонам проникнуть в Запределье, и им это удается, но не всегда.
Высших эльфов осталось совсем немного - главным образом те, что отправились с экспедицией Джайны в Калимдор. В остальных землях их буквально единицы. Квелдореи признают Келя правителем своей расы, но прежде всего верны Терамору и Джайне. Они иногда контактируют со своими собратьям, эльфами крови, но очень настороженно относятся к их вышеупомянутым новым магическим экспериментам. Кель и его последователи в основном заняты своими делами в Запределье, но иногда оказывают поддержку силам Альянса, ведущим борьбу с нежитью в Лордероне и близлежащих землях. Хотя романтические чувства, которые Кель испытывал к Джайне, уже в прошлом, особенно со всеми бедами, которые свалились на его народ за последнее время, он по-прежнему очень тепло к ней относится и восхищен ее подвигами по эвакуации выживших и спасению мира от Легиона.
Майев и ее войско были убиты нагами во время освобождения Иллидана в TFT. Это, как и в целом сотрудничество с нагами, служит причиной сильной напряженности во взаимоотношениях между ночными эльфами и эльфами крови, которое Кель старается урегулировать, причем далеко не всегда успешно.
Тролли.
Как уже упоминалось выше, нет реткона, по которому тролли древнее ночных эльфов. Эльфы не произошли от троллей, но являются их дальними родственниками. Империй Амани, Гурубаши, Драккари и Зандалари в том же виде, что был в WoW, нет, но в прошлом были похожие государства и города троллей. Основаны они были уже после Войны Древних, но, как и упоминалось в мануале Варкрафту 3, цивилизация лесных троллей появилась в землях Лордерона и Квел'Таласа до высших эльфов.
Не учитывается реткон, сделанный в WoW, по которому племя Темного копья это те тролли, которых Тралл спас с островов в дополнительной кампании TFT. Как и упоминалось в мануале RoC, тролли джунглей еще до Исхода Орды присоединились к ней, и Тралл подружился с ними, когда побывал в Тернистой долине. Племя Темное копья составляло основное число этих троллей. После событий TFT некоторые тролли вернулись на острова Эхо [истории с Залазаном из WoW не было], успешно осев в новых поселениях Орды, но основная часть племени осталась в Пылевых топях.
Драконы.
Как и говорилось в "Дне Дракона" и мануале RoC, почти все синие драконы уничтожены и не являются сколь-нибудь организованной силой, обитая в основном возле Кладбища Драконов. Черных драконов также осталось от силы несколько десятков, в основном они живут в Пустошах. Малигос еще безумен, но, воодушевленный недавними победами над Смертокрылом и Легионом, начинает обращать больше внимания на мир смертных. В случае полного исцеления от безумия он не пойдет войной на магов как в WoW. Алекстраза, Изера и Ноздорму со своими стаями красных, зеленых и бронзовых драконов соответственно принимали участие в боях с Легионом и Плетью на некоторых фронтах Третьей войны в Калимдоре и восточных землях. После битвы у горы Хиджал они, особенно Изера и Алекстраза, оказывают друидам и Часовым, возглавляемым Малфурионом и Тирандой, помощь в восстановлении Ашенваля и других земель, пострадавших от вторжения Легиона.
Старые Боги.
На мой взгляд, в WoW и новых произведениях их слишком часто использую как сюжетный ход и слишком многое в истории Азерота на них завязали. Поэтому их влияние на Азерот будет существенно снижено, но зато когда проявляется, то действительно выглядит зловещим и во многом не менее опасным, чем демоническое. Падение Смертокрыла и превращение Высокорожденных в наг не связаны со Старыми Богами. Безликие и Забытые - посланники Старых Богов, которые стали пробуждаться и все больше активизироваться после разрушений, которые Иллидан устроил Нортренде с помощью Ока Саргераса. Безликие причиняют немало проблем Плети, и стали одной из причин, почему Король-Лич не сразу отправился завоевывать Азерот. Но основная причина в том, что Плеть накапливает силы в Нортренде.
Элементали после поражения Старых Богов от титанов стали независимы от них, но последние по-прежнему могут призывать и подчинять их себе, причем гораздо лучше, чем любые маги Азерота. У Стихийного плана нет такой четко выраженной географии и разделения по стихиям, как в WoW, это очень изменчивое и хаотическое измерение в недрах Азерота, где стихии находятся в смешанном состоянии, подобном тому, в котором пребывала планета во времена правления Старых Богов.
Важный момент насчет Короля-Лича: Артас и Нер'Зул именно слились в одну личность. Не было показанного в новой книге про Артаса уничтожения последним духа Нер'Зула и изгнания своей "светлой стороны". Ни Артас, ни Нер'Зул не доминируют, формируя единое целое. Также после уничтожения Плети не будет натянутой концепции "всегда должен быть Король-Лич, иначе Плеть уничтожит мир", которая, хотя и драматична, но довольно нелогична и даже немного глупа, а также придумана для WotLK.
По моей задумке, семья Тириона Фордринга, главного героя книги Of Blood and Honor, отправившихся с Джайной в Калимдор, и поселились в Тераморе, как и многие другие жители Хартглена, которым он раньше правил. Тирион тоже присоединился к экспедиции инкогнито, приняв участие в некоторых сражениях Третьей войны.
Отдельно хочу отметить то, что нет реткона возраста Таэлана Фордринга, сына Тириона. Действие Of Blood and Honor, во время которой ему пять лет, и в эпилоге Таэлан посвящен в паладины 15 лет спустя. То есть подразумевается, что за 12 лет, прошедших со времени событий RoC и TFT, Лордерон и Орден Серебряной Длани были восстановлены. Это сохранено, и восстановление Лордерона начнется после поражения Короля-Лича.