Итак, дежурная дивнятина.
На самом деле, я хотел написать про перэльдаров и прочих полукровок (полуорка Маэглина из Лостов, о особенностях наследования бессмертия и всего такого), но раз уж речь зашла про кошек и, в час..
В толкиеновском легендариуме кошки фигурируют дважды.
Во-первых, еще в ВК упоминаются "кошки королевы Берутиэль". У меня было такое впечатление, что в хронологиях в конце книги упоминается и сама королева, но ни в оригинале, ни в том переводе, который валяется у меня на жестком диске, этого упоминания нет. Видимо, либо глюк, либо самодеятельность одного из переводчиков.
Однако, в "Неоконченных Преданиях" про нее есть аж целых два абзаца.
Цитата
В письме, написанном в 1956 г., отец говорит, что «в ВК практически не встречается упоминаний о том, чего не существует на самом деле, на том же уровне бытия, что и прочие события романа (т.е. на уровне вторичной или „со–творческой“ реальности)», и в примечании к этой фразе добавляет: «Кошки королевы Берутиэли и имена двух остальных магов (пятеро минус Саруман, Гэндальф и Радагаст) — вот и все, что мне удалось припомнить». (В Мории Арагорн говорит о Гэндальфе, что «Он и в могильной темноте отыщет дорогу домой вернее кошек королевы Берутиэли» («Братство Кольца», II, 4).
Но, однако, на самом деле история королевы Берутиэли все же существует, хотя и в самом что ни на есть черновом наброске, часть которого совершенно неразборчива. Берутиэль была злой, замкнутой, нелюбящей и нелюбимой женой Тараннона, двенадцатого короля Гондора (830–913 годы Третьей эпохи), первого из «Морских королей», который принял корону под именем Фаластур, Владыка побережий, и был первым бездетным королем (ВК, приложение A, I, II и IV). Берутиэль жила в Осгилиате, в Королевском дворце. Она ненавидела шум и запах моря и дом, построенный Таранноном под Пеларгиром — дом этот «стоял на арках, опоры которых были погружены в широко разлившиеся воды Этир–Андуина». Она ненавидела все искусные изделия, яркие краски и изящные украшения; одевалась она исключительно в черное с серебром и жила в пустых покоях, а сады ее дома в Осгилиате были заполнены странными извращенными скульптурами, стоявшими среди тисов и кипарисов. У королевы было девять черных кошек и одна белая — ее рабыни, с которыми она разговаривала или читала их воспоминания, и которых посылала вынюхивать все темные тайны Гондора, так что королеве было известно немало таких вещей, «которые люди сильнее всего желают скрыть». А белую кошку она отправляла следить за черными, и мучала их. Ни один человек в Гондоре не решился бы тронуть их — все боялись этих кошек, и лишь посылали проклятия им вслед. Далее единственная имеющаяся рукопись становится полностью неразборчивой — за исключением конца, где говорится, что имя Берутиэли было вычеркнуто из «Книги королей» («но память людская хранится не только в книгах, и кошки королевы Берутиэли навсегда вошли в поговорку»), и что король Тараннон велел посадить королеву на корабль вместе с ее кошками и пустил этот корабль по воле волн, когда дул северный ветер. Последний раз этот корабль видели, когда он, освещенный серпом луны, проплывал мимо Умбара. Одна кошка сидела на верхушке мачты, а вторая — на носу корабля, словно изваяние
Второе упоминание относится к Лостам, в частности, к самым первым версиям Лэ о Лейтиан.
Сюжет там, в общем-то, изрядно не похож на сюжет поздний (так, нету всей нарготрондской линии, Берен - нолдо), однако та часть, где Берен попадает в плен к некоему могущественному слуге Мелько - и позднее спасается из плена при помощи Хуана и Тинувиэль, вполне соответствует пленению его Сауроном в поздней версии.
Однако, этот "могущественный слуга" весьма не похож на грядущего Саурона. Для начала, он - кот. Точнее, "злобный фэй в облике зверя", повелевающий котами и дающий им сверхъестественные силы с помошью своего золотого ошейника. Во-вторых, все его силы этим и ограничиваются - ни на полководца, ни на карателя, ни на чародея он не тянет. В-третьих, его и зовут-то по другому - Тэвильдо (притом имя Ту/Тху, позднее перешедшее к уже-совершенно-точно-Саурону в лостах тоже встречается, но носит его совсем другой персонаж)
Цитата
Тэвильдо же был огромным котом, самым могучим из тех, что знал мир, — одержим, как говорили, злым духом, он неотлучно состоял в свите Мэлько. Этот зверь держал в подчинении всех прочих котов; он и его подданные ловили и добывали дичь для стола Мэлько и его частых пиров. Вот почему ненависть между эльфами и кошачьим племенем жива и по сей день, когда Мэлько уже не царит в мире и звери его утратили былую силу и власть.
..
сам же Тэвильдо восседал во главе прочих — огромный, угольно-черный кот устрашающего вида. Глаза его, удлиненные, раскосые, очень узкие, переливались алым и зеленым светом, а пышные серые усы были тверды и остры, словно иглы. Урчание его подобно было рокоту барабанов, а рык — словно гром, когда же он завывал от гнева, кровь стыла в жилах, — и действительно, мелкие зверушки и птицы каменели от страха, а зачастую и падали замертво при одном этом звуке.
Облик его, кстати, напоминает шотландско-ирландского демонического кота 'кайт ши' (Cat Sídhe, угу), ну да о кельтятине в сильме я уже говорил.
Дак вот, о кошках. Кошки здесь - твари безусловно злые. Они ненавидят и гоняют псов, мучают эльфов, людей и друг друга - за что и закономерно огребают - после поражения Тэвильдо в схватке с Хуаном они теряют свои сверхъестественные размеры, дуреют, глупеют и становятся презираемы всеми подряд - от Мелько до псов. Sic transit gloria mundi.