
Внезапно "немного" критики-хуитики.
Посмотрел я тут, значит, модную артовую документалку "Это Эдик". Нет, не про Лимонова, хотя я тоже сперва так подумал, увидев название. Или в этом и была идея такого названия? Своеобразный кликбейт? Меж тем фильм про Эдуарда Успенского – автора Чебурашки, Простоквашино и т.д.
Чувства противоречивые. И я даже не знаю с чего лучше начать: с похвалы или критики. Увы, второго больше. Хотя я очень редко (почти никогда) пишу критику и гораздо больше люблю что-то хвалить. Но в данном случае режиссер заслужил. Дальше станет понятно почему.
Вообще, некоторые моменты, которые должны были быть плюсами фильма, сработали для меня в обратную сторону. Автор явно из кожи вон лезет, чтобы быть креативным и всячески развлечь зрителя: постоянные игры с камерой, ракурсами, светом, цветом, эффектами, композицией, постановочные сцены, музыкальные и звуковые вставки...да проще перечислить то, чего тут нет. И всё это в огромной концентрации. Вроде бы здорово? Но, увы, нет. Меня лично всё это лишь отвлекало. Фильм словно пытается быть каким-то "Бойцовским Клубом", будучи документалкой по содержанию. Вы знаете, вот это вот свойственное док. кино плавное ощущение присутствия, разговора по душам на кухне? Но весь этот мельтешащий креатив только убивает данное погружение, не давая ничего взамен. Почему так? Думаю, что эффектов попросту слишком много, и главное, нет в них какого-то выдержанного стиля и ритма. Всё скачет неравномерно, очень эклектично и словно свалено в кучу.
Фильм с первых же кадров настраивает, что, мол, "не ждите ностальгических соплей про Дядю Фёдора". Всё, мол, будет жёстко и грязно! Но зачем?! Попытка выехать на шок-контенте, вытряхивая грязное бельё? Ну вот зачем "мне" знать о проблемах в личной жизни автора чебурашки? Это уровень очень желтой прессы, а фильм явно пытается быть "Искусством". Да, мы все личности – куда не плюнь – непростые, противоречивые и со своими тараканищами в головах и скелетами в шкафах. Но тут уж больно настойчиво гнётся линия именно в сторону откровенного смакования этих тараканов и болезненных моментов. Нередко очень дешевыми ходами. Часто это даже слышно в словно подсказываемых ответах, однобоких вопросах и навязчивых попытках повернуть разговор в "нужное" русло, даже когда люди явно не хотят этого. Режиссер прямо вымучивает из людей негативные ответы и уверенно настраивает их на весь этот негатив. Именно режиссер воспринимается с какого-то момента самым отрицательным и неприятным персонажем, этакой Шапокляк.
Или это такой неприкрытый авторский хейт? Личные причины? Странно, но не удивлюсь. Или просто переизбыток желчи на жизнь? Так неужели темы более подходящей не нашлось?! И да, нагнетает и драматизирует автор практически без остановки, любыми способами и не жалея пафоса – а фильм ведь при этом не короткий. И на фоне вот этого всего, большинство упомянутых постановочных сцен, когда людям суют в руки какие-то предметы, одевают в шляпы, вывозят их на сфинксе – выглядят крайне противоестественно. Иногда даже казалось, что во взглядах собеседников читается стыдливая ирония за всю эту сопутствующую клоунаду, Я очень люблю подобный театральный абсурд, но более неудачного применения, пожалуй, сложно придумать. Почему-то уверен, что у режиссера было множество других смелых постановочных идей – ну там, скажем, надеть кому-нибудь трусы на голову и т.д – на которые гости попросту не согласились. Это не просто злая шутка, там хватает мест, за которые испытываешь испанский стыд.
Самое печальное, что полностью теряется цель фильма. В результате такой вот предвзятой, как мне показалось, однобокости, личность человека, которого смело намеревается нам раскрыть фильм во всех реалистичных чертах, наоборот, не вырисовывается совсем. Сплошные декорации с явно форсируемым авторским мнением – что для документальной журналистики в принципе дурной тон. А вместо якобы истории личной трагедии – просто банальное сплетничество и склочничество.
Ок, помидор накидал. Теперь о хорошем. Фильм сопровождает параллельный сюжет с кукольной анимацией. И вот эта часть выполнена просто великолепно. Перед аниматорами и режиссерами анимации смело снимаю шляпу. Вполне тянет на отдельное произведение. И даже грустно, что подобное мастерство и труд являются вспомогательным элементом в таком вот невнятном фильме.
Интересны и симпатичны многие присутствующие рассказчики, которым опять же, увы, не дают нормально поговорить, и даже то, что они говорят, порезали в виде коротких эффектных фраз. Возможно, даже выдернутых из контекста. И глядя на всё это по-настоящему творческое окружение вокруг режиссера, вновь вспоминаю старый анекдот:
«Знаменитый румынский композитор и скрипач Джордже Энеску был также хорошим пианистом. Однажды, когда Энеску жил в Париже, к нему обратился его знакомый, весьма посредственный скрипач, с просьбой аккомпанировать ему на концерте. После некоторых колебаний Энеску согласился. По пути на концерт он встретил своего друга, известного пианиста Гизекинга. Энеску рассказал ему о предстоящем выступлении и предложил пойти с ним поперелистывать ему ноты. Гизекинг согласился и друзья отправились вместе на концерт. На следующий день в газете появилась рецензия: "Вчера я был свидетелем самого странного концерта в моей жизни. Тот, кто должен был играть на скрипке, почему-то играл на рояле; тот, кто должен был играть на рояле, перелистывал ноты; а тот, кому надлежало переворачивать страницы, почему-то играл главную партию на скрипке»