
Прошел, конечно, уже давненько, но все же решил высказать свои мысли по
данной игре.
Прежде чем начать, должен сказать важное. Если вы пришли сюда за тем самым опытом, что получили во время прохождения
The Stanley Parable, то вы, вероятно, останетесь разочарованы. Да, фирменный почерк автора заметен невооруженным взглядом. Здесь есть все те же голос рассказчика, разрушение четвертой стены, нестандартные элементы повествования и необычные геймдизайнерские решения. Но если ”
Притча о Стэнли” являлась развлекательным постмодернистским произведением, то The Beginner's Guide заходит гораздо дальше.
И базовый посыл вроде бы ясен; рассказчик учит нас смотреть на процесс разработки, как на искусство. Но я склонен сказать, что в этом он заходит слишком далеко. Он показывает игроку то, что обычно скрыто, раскрывает все неочевидные механики, все то, что обычно остается за кадром, что не вмещается в поле зрения наблюдателя. И игрок поневоле задается множеством вопросов. А является ли искусством то, чего не видно? Является ли нечто искусством без того, кто сможет его оценить? Очевидного ответа на данный вопрос нет и быть не может.
И начиная с этого момента начинает раскрываться главная, как по мне, идея ”
Гайда для новичков”. Может быть автор и не закладывал ее, но его детище учит игрока самостоятельно задавать вопросы.
Для кого создавалась эта игра? И нужен ли здесь игрок? Быть может
The Beginner's Guide создан автором лично для себя, для саморефлексии?
Являются ли Кода и Дэйви одним и тем же человеком из разных моментов времени? Если да, то разговор в телефонной будке - это диалог с самим собой? И если обратить внимание на двигатель, то можно увидеть, что в таком зацеплении шестерни не способны вращаться. То есть, он изначально нерабочий? Тогда в чем действительно скрыта причина кризиса творчества Коды?
Автор за короткое время поднимает огромное количество таких тем, которым обычно практически не уделяется внимания. Мне не часто приходилось задумываться, насколько допустимо вмешиваться в чужое творчество, изменяя его для себя и других. Пусть цели вроде бы и благие, ведь всегда приятно, когда то, что тебе нравится, получает заслуженное внимание. Но насколько вредоносны эти влияния? Лишают ли они предмет искусства изначальной задумки? Является ли это неосознанным неуважением к чужому творчеству?
Затрагиваются здесь и менее глобальные вопросы, среди которых присутствуют темы привязанности и одиночества. Но даже тут скрыто второе дно. Кто на самом деле одинок? Самодостаточный Кода или зависимый от него Дэйви? Не переносит ли один на другого свои личные проблемы?
Это можно долго продолжать. Список потенциальных вопросов поистине неисчерпаем. Ведь еще можно проводить параллели как с реальностью, так и с
The Stanley Parable (вспомните недостижимую концовку и задайтесь вопросом, а не сделана ли она такой специально?). Но о самом главном я уже сказал. Тем и ограничусь.
Могу ли я рекомендовать
The Beginner's Guide? Если вы цените все то, что я описал выше, берите не раздумывая. Благо рефанд еще никто не отменял. Но я прошу, если игра вам понравится, подарите ”
Гайд для новичков” тому, кто сможет его оценить. Он этого заслужил.
P.S. Возможно, что в некоторых местах я ошибаюсь. В конце концов, практически ничего не знаю об авторе. Но, как и любое искусство, данная игра открыта для интерпретации.