Цитата(Axolotl @ 11 Aug 2023, 09:13)

Ок, про роли форджа. У форджа есть пачка ролей, часть из которых уникальные и яркие, часть более узкие и вторичные, но учитывая фэнтезийный антураж Героев, некоторые такие вторичные роли все-таки хоть и отыгрываются через другие города, но с некоторой натяжкой.
Первый момент про роли, который следует уточнить, прежде чем я начну разбирать предложенные тобой.
Я когда-то пытался свести геройскую начинку к архетипам Юнга, но у меня ничего не вышло. Вернее как, вышло, но это было явное натягивание совы на глобус. Как, впрочем, и в большинстве случаев, когда юнговские архетипы используются не по назначению (почти всегда

). Оказалось, что роль использует минимум несколько юнговских архетипов. Причем отсутствие одного-двух архетипов не ломает роль полностью, но серьезно усложняет отыгрывание. Скажем, у роли демона есть четкое использование юнговского архетипа любовника. (Все эти инкубы, суккубы и прочая как раз оттуда растут.) Это можно игнорировать, как в третьих Героях, но тогда отыгрыш усложняется.
В общем, свести роль к чистому архетипу Юнга нельзя. Но на одну закономерность я внимание обратил - у Юнга все архетипы взаимосвязаны относительно друг друга. Т.е. проявляются не в вакууме, не в сеттинге, а друг через друга. Так архетип наставника проявляется только в связи с архетипом ребенка. И даже если речь идет о наставничестве героя или мага - наставляемый должен проявлять черты ребенка. В противном случае наставник не проявляется, зато вылезает правитель, например.
Так вот с ролями примерно та же фигня. Довольно трудно отыграть во дворе мушкетера, когда друзья играют в пещерных людей, добывающих огонь. Но сложно понять, откуда берется эта трудность. Есть соблазн привязать это к сеттингу, но я полагаю, что есть куда более простое объяснение.
Справедливость.
Роли в сознании выстроены по своеобразному ранжиру силы. Не в том смысле, что одна роль сильнее другой - ни в коем случае, а в том смысле, что каждому уровню силы соответствует своя реализация одной и той же роли. Это может выражаться через сеттинг, но строгой привязки нет. Зато есть привязка к хронологии, чаще всего в попсовом, упрощенном воплощении.
Мечник с гладиусом слабее мушкетера со шпагой (мушкет не учитывается, как ни странно), мушкетер проигрывает вьетнамскому партизану с мачете, а все они в свою очередь джедаю со световым мечом. Любой, кто будет пытаться объяснить преимущества гладиуса со скутумом в руках укрытого лорикой легионера против нелепой спицы в руках мужика в тряпье, окажется прав исключительно в рамках неуместной тут логики. Ибо посягает на то, что оппонент будет защищать подсознательно - на справедливость, внутреннее восприятие этой самой справедливости.
Соответственно, при назначении ролей требуется данный момент учитывать. Пират, конечно останется пиратом и в космосе, и на Карибах, но космического пирата игроки "в Наполеона" не примут. Спросят, а где наши космические бластеры? Почему мы будем играть пороховыми пушками против этого читера?
Напоминает регулярное нытье про то, что Forge-NWC слишком сильный? Это при том, что за тот Forge-NWC никто ведь не сыграл.
Цитата(Axolotl @ 11 Aug 2023, 09:13)

– Первая и уникальная – это, конечно, Учёный. Поскольку роль учёного в героях представлена вообще лишь в качестве очень скрытых намёков, то это как и в общем абстрактный учёный, но фокусировка идёт именно на злом [безумном] учёном. Роль очень яркая, характерная и в масскульте представлена очень широко. Если вглядеться в антураж, то идеально будет отыгрываться такая, также ставшая практически тропом роль злого наци-учёного. Но это уже на любителя))
Да, но нет. Разумеется, я эту роль на замок примерял. Не налезает. И вот почему...
Во-первых, ученый - это не о всяких техновафлях. Ученый - это умник, и его отличительной особенностью является разум. Эта мозговитость проявляется по-разному, но чаще всего это тяга к знаниям, любви к библиотекам, в создании необычных штуковин из обычных комплектующих и так далее. Я это все не к тому, что ученого отлично отыгрывает Башня - с отличностью там можно поспорить. Я это к тому, что Forge-NWC заявленную мозговитость для ряда игроков не отыгрывает вообще.
Ибо является воплощением читерского получения техновафель из воздуха. Причем в лоре строго так и есть. Прописано открытым текстом.
Т.е. Forge-NWC - это не док Браун, изобредший всякое прикольное, это
Бифф Таннен, всякое прикольное укравший. Что, кстати, даже визуально подчеркивается визуалом экрана, отсылающим к "миру победившего Биффа" из второго фильма. Не думаю, что отсылка сознательная и предумышленная, но считывается. Особенно в связи с разговорами об альтернативной темной концовке. Такая вот подножка от культурного кода.
Иными словами, вместо роли ученого часть игроков видит роль читера. И закономерно с таким играть не хочет. Упрямое "не справедливо" пробивается через любые логически и псевдологические аргументы.
Тогда как вполне "справедливый" умник в Героях вполне возможен. Собственно, Фабрика как раз о нем.
Цитата(Axolotl @ 11 Aug 2023, 09:13)

– Рядом с учёным соседствует близкая, но отличающаяся роль или даже пачка схожих ролей: "Инженер/техник/механик/или даже просто этакий Tech-guy в вакууме".
Опять да, но нет.
Проблема схожая. Инженер - это тоже о мозгах, только о более практически направленных, нежели у предыдущего умника.
Если у него такие мозги, чтоб на средневековом сеттинге собрать джетпаки и бластеры, то что таким мозгам можно противопоставить? Не справедливо! Примерно так взвоет внутренняя сирена у ряда игроков. Восприятие роли сбросится.
Для тех же, кто сможет преодолеть этот фильтр, есть еще одна проблема - подбор юнитов. Если там и есть кто связанный с темой "пораскинуть мозгами", то только в виде "по стенам". Серьезно, среди юнитов будто бы специально подобраны такие, кого крайне сложно заподозрить в интеллектуальности. Гоблины, зомби, огры, минотавры, наги - это все не титаны интеллекта. Быть может, с экипированным злобоглазом, гномом или иллитидом дело пошло бы лучше.
А так остается все тот же Бифф Таннен, но никак не Гаечка.
И да, Фабрика учитывает роль инженера.
Цитата(Axolotl @ 11 Aug 2023, 09:13)

– Это, скажем так, некий технократ/промышленник/империалист.
Такая роль определенно есть в масскульте. Доказывать её нет нужды. Но у неё ровно те же проблемы, что и у предыдущих - многие игроки сразу заявят, что тут роль "не из того комплекта".
Дело в том, что как бы ни был крут технократ промышленник в своей технократистой промышленности - обогнать свое время на эпоху он не должен. Откуда у него такие пушки, чтоб их промышленно выпускать? Да, могут быть получше чуть-чуть, чем у пиратов. Ну побольше партии. Ну с магией там какой-нибудь прикупленной. Но не вот это же хайтековое, где он такое хайтековое купить мог?Знакомо звучит, правда? Я такого начитался, что уже могу близко к тексту воспроизводить в любых количествах.

Ибо суть одна - не справедливо. Опять выходим на Биффа Таннена.
Кстати, если кому интересно откуда взялось название Фабрика, то... Ну да, промышленники.
Вторичные роли преимущественно пропущу, ибо там все то же самое по проблематике. Отмечу только одну.
Цитата(Axolotl @ 11 Aug 2023, 09:13)

– Ну и напоследок еще более вторичная роль. Роль "Тёмного Властелина/Диктатора". Да, у нас уже целых три тёмных властелина в Тройке. Но опять же – фэнтези-барьер, и отыгрывать даже условного Дарта Вейдера за фордж мне бы было проще, чем за Данж, Инферно или Некров. Не говоря уже о более близких к сеттингу образах.
Вот тут почти попадание. Читер - это для многих игроков безусловное зло, а потому Forge-NWC здесь должен бы быть на своем месте. Но тут другая проблема - его подводит равенство с прочими. Читер не равен по определению.
Вот откуда мои вопросы про слом шаблона, попытки отыграть как-то иначе, нежели более-менее стандартной фракцией.
В Фабрике этого нет.
***
А теперь самое странное.
Я не случайно выше везде упоминал Фабрику. Формально она берет почти все те роли Forge-NWC, убирает из них ту самую "несправедливость" и выдает фракцию равную Forge по функционалу. (Даже шире, но сейчас не об этом.)
Вопрос на засыпку, почему наиболее частый вердикт от игроков, кому Forge-NWC понравился - это не замена Forge, это что-то другое?
Я рассуждал как, если часть ролей перекрыта (ученый, технарь, магнат и пр.), то проблема в тех, что не перекрыты (темный властелин, читер), верно?
Но подход через сеттинг, конечно вносил некоторое сомнение. Я все еще не могу понять, почему и как у ряда игроков отличается механизм контроля "справделивости". Для ответа на этот вопрос моих знаний пока недостаточно.