
Прошёл, меж тем,
Disco Elysium. Общерпгшная тема настолько мертва, что на последней странице висит пост от 2016 года с анонсом этой самой Disco Elysium, так что о своих впечатлениях решил отписаться сюда :)
Очень много хорошего слышал об игре, долго меня уговаривали в неё сыграть, и как результат за Диско я взялся со значительной долей скепсиса — ни одна игра просто физически не может оправдать такой хайп.
Не помогли моим ожиданиям от игры и многочисленные зафейленные попытки последних лет возродить изометрические CRPG. Знаю, Pillars of Eternity, Tyranny и Tides of Numenera не принято считать плохими играми, но для меня все три оказались разочарованиями — ни одна не привнесла в жанр ничего принципиально нового и интересного. Единственными кто порадовал оказались Larian Studios с Divinity: Original Sin, но у них все инновации коснулись боёвки, в то время как сюжет и диалоги, то чем мне больше всего интересны RPG, были весьма средненькие.
Главная заслуга Disco Elysium в том, что в отличие от всех перечисленных выше игр, она не пытается быть как другие CRPG, игра существует сама по себе и не боится смелых решений. Очень надеюсь, что в будущем мы ещё увидим другие RPG, вдохновлённые революционными решениями Disco Elysium — жанр не должен стагнировать.
Чего же в игре такого революционного? Упор на диалоги. Точнее не так — упор на диалоги мы видели уже много раз. В Диско же геймплей ПОЛНОСТЬЮ состоит из диалогов, включая всё взаимодействие с объектами на карте мира и предметами в инвентаре. От индустрии, где все разработчики пытаются запихнуть в каждую игру бесполезные системы крафтинга, сбора бесполезных collectibles и кастомизации персонажа, уже совсем не ожидаешь, что кто-то решится на полный отказ от, казалось бы, таких жанрообразующих элементов как, например, боёвка.
Но игре это однозначно пошло на пользу — в отличие от большинства других представителей жанра, полное прохождение Диско со всеми квестами занимает недолго, около 30 часов, причём всё это время используется максимально эффективно, ни минуты не теряется на бессмысленные квесты "принеси-унеси" или на бесполезные механики. Возможно, разработчики могли бы пойти дальше, отказавшись от беготне по глобальной карте в пользу point-and-click экранов с мгновенным перемещением, но это, вероятно, пошло бы уже в ущерб атмосфере. Да и между продолжительными диалогами порой нужны передышки.
Описывать Disco Elysium можно долго, но лучше просто обойдусь кратким списком с её основными достоинствами и недостатками.
+ Игра про мента-синяка в пост-коммунистическом мухосранске с элементами сюра :) Давно хотелось оригинальных сеттингов с оригинальными персонажами, а то в последнее время везде как под копирку generic fantasy, generic sci-fi и пост-апокалипсис;
+ Диалоги и сюжет действительно отлично написаны. Местами есть довольно эмоциональные моменты. Юмор также присутствует;
+ Система диалогов хорошо проработана: например, если главный герой узнал о каком-то факте через диалог или изучение окружения, то в будущем это может упростить ему скиллчек в другом диалоге. И наоборот, если сказать персонажу лишнего, то это может негативно отразиться на его отношении к игроку, усложняя скиллчеки;
+ Элементы детектива хорошо отыграны, чему лишь помогает некоторая сюрреалистичность сеттинга — игрок до последнего будет строить всё более безумные теории, пытаясь разгадать поставленные игрой вопрос;
+ Атмосферная и стильная графика, несмотря на ограниченный бюджет. Язык не повернётся сказать что графика красивая, потому что игра как правило и не пытается быть красивой. Мир Диско Элизиума грязен, жесток и безнадёжен, и графика игры это отлично отражает. Взгляните хотя бы
на этого красавчика (да, это наш герой собственной персоной) :)
+ Саундтрек. Практически до самого финала игры считал, что это скорее минус, и саундтрек представляет из себя случай набор никак не связанных между собой по стилю, атмосфере или идее треков, но одна композиция сумела перевернуть моё мнение о музыке в игре с ног на голову. Это своего рода спойлер, поэтому не буду вдаваться в подробности, но если саундтрек кажется странным, то он такой by design.
- Различные политические воззрения показаны очень картонно. Коммунизм и центризм так совсем карикатурные. На мой взгляд, это самая слабый элементы игры, от которого можно было бы отказаться совсем;
- Мне как переводчику сильно бросалось в глаза, что при своём нарочитом использовании излишне "заумной" лексики и языка, игра нередко допускает довольно грубые орфографические, грамматические и стилистические ошибки. Впрочем, разработчики эстонцы, так что здесь уже не их вина;
- В первом акте перебор с экспозицией: игрока перегружают информацией о главном герое, расследовании, других персонажах, мире вокруг и политике. Здесь игре на пользу пошло бы как-то более равномерно распределить информацию по времени прохождения;
- Озвучены только самые ключевые реплики, а качество записи и актёрской игры зачастую оставляет желать лучшего.
Вердикт: у игры есть свои, в основном несущественные, недостатки, но плюсы их уверенно перевешивают. Для любителей жанра это "маст-плей": даже если игра вам не понравится, это будет, как минимум, самая оригинальная CRPG, в которую вы играли за последние годы. Не будет ощущения, что потеряли время на прохождение зря. Для тех, кто с RPG не дружит из-за боёвки или обилия сложных систем и механик, Disco Elysium обеспечит довольно низкий порог вхождения в жанр. А вот если вы предпочитаете экшн диалогам и читать в играх не любите, то эта игра не для вас. :)