Цитата
Шаманизм тоже поклонение, только духам. Вуду похоже тем, что тоже примитивно и взывает к первобытным силам, только более мрачным и злым
Totally wrong. Существует оригинальное вуду в Гане и Бенине, а также гаитянское вуду и кубинское вуду (сантерия). Оригинальное африканское вуду - монотеистическая религия с единым Богом во главе пантеона и множеством различных духов, ему подчиненных и передающих просьбы и чаяния людей. Вуду на Гаити придает очень мало значения образу единого бога, всю нагрузку возлагая именно на духов, причем в их ряды на Гаити зачислено огромное количество богов из других африканских религий из-за смешения там рабов, вывезенных изо всех уголков Африки. При этом в целях конспирации (в свое время негров насильно крестили) у каждого духа есть свой двойник среди христианских святых. Вера в единого бога в обеих религиях помогла очень быстро синкретизировать непохожие верования, однако сегодняшнее вуду на Гаити, несмотря на заимствование огромного количества христианской символики, гораздо больше похоже язычество, чем настоящее африканское вуду.
Наконец, огромная часть обрядов и ритуалов была заимствована у самих туземцев Гаити - например, традиция чертить песком или мукой знаки, призывающие определенного духа.
Многие персонажи гаитянского вуду вообще отсутствуют в оригинальном вуду Африки - например, упомянутый барон Суббота (Baron Samedi) и его братья барон Лакруа, барон Криминель и барон Симетьер (Baron La Croix, Baron Kriminel и Baron Cimetière, т.е. барон Крест, барон Убийца и барон Кладбищенский). Все эти лица произошли в воображении гаитян от единой фигуры африканского духа - покровителя и предводителя всех покойных предков, однако на Гаити он эволюционировал в что-то совершенно непохожее на оригинал.
Барон Суббота - реальный человек, первый из чернокожих, умерший в столице Гаити Порт-о-Пренсе (по преданию, он был похоронен в субботу). У него даже есть собственная могила на старейшем кладбище города. Изображается в виде босоного чернокожего во фраке, подвернутых по колено брюках от фрачного костюма, с тростью и непременно в белом цилиндре. Лицо его вымазано мукой так, чтобы быть похожим на череп, а глаза красные и слезятся, из-за чего тот вынужден всегда носить черные очки, дабы его не опознали смертные.
Барон заведует не только гаитянским филиалом загробного царства, но еще и является покровителем юмора, хорошего настроения, разнузданных гулянок, а также почему-то здоровья и деторождения. Причем последние две обязанности у него - основные, а регулярные пьянки с шутками и весельем - необходимый обряд, чтобы барон оставался в хорошем духе. Также Самди помогает превращать людей в зомби или сам вселяется в трупы, делая их зомби, хотя при должном обращении к нему всегда готов предложить более добрую услугу - не позволить трупу умершего родственника стать зомби из-за проделок колдунов. Жену барона зовут мамаша Бриджит (Maman Brigitte), она является одним из многочисленных лиц духа загробного царства и не имеет каких-то особых функций, отличных от обязанностей мужа, - за исключением помощи роженицам. Изображается, как правило, в виде негритянки с сигарой и цветным полотенцем, обернутым вокруг головы на манер тюрбана. Костюм маман более всего похож на стереотипный цыганский. И барон, и его жена славятся своей привычкой сквернословить так, что уши вянут.
О братьях барона известно не так много, кроме того, что они, по большому счету, являются воплощениями одного и того же духа. Бароны Лакруа и Симетьер приглядывают за кладбищами, похоронными обрядами и любителями потревожить сон мертвых, а барон Криминель - некогда казненный убийца, к которому обращаются с просьбой рассудить дело, которое не по зубам официальному суду из-за недостатка доказательств. Считается, что в течение суток после обращения Криминель покарает притворяющегося невиновным, если преступление было серьезным (убийство, изнасилование).
Основная цель всех обрядов вуду - защита от колдунов и колдовства, т.е. общение с духами, расположенными к людям, за помощью против духов, которые любят вредить людям, особенно по наводке колдуна. Мрачный образ вуду за пределами Гаити - в основном впечатление от не очень положительного имиджа барона Субботы и традиции приносить ему и его жене в жертву живых куриц. По большому счету, к черной магии вуду имеет отношение чуть меньшее, чем никакое, т.к. является в сущности системой обрядов, направленных на защиту людей от колдовства и чернокнижия.
И да, вот потрясающе красивый портрет барона Самди, правда цилиндр на нем нетрадиционный - черного цвета (видимо, будничный), а фиолетовая лента на цилиндре - скорее всего, вольное допущение художника (фиолетовый - цвет барона Криминеля):

Что же до пиратов, среди них действительно в XVII была масса беглых рабов, практиковавших вуду. Пираты были жутко суеверными и богобоязненными, однако плохо разбирались в том, как следует правильно почитать христианского Бога, по незнанию превращая многие христианские верования в что-то навроде языческих суеверий (привычка вбивать в перекладины мачт гвозди, чтобы мачта становилась чем-то вроде креста господня, и прочая лабуда). На такой почве вуду дало очень обильные корни среди тех пиратов, кто был рожден не в Европе и не имел европейского менталитета (в это число входила масса белых и креолов).
Просто у меня есть подруга, папа которой приехал с Кубы учиться в СССР и очень хорошо разбирается во всех этих духах и идолах, хотя вуду на Кубе довольно отличается от гаитянского (больше заимствований из христианства в культурном плане). Отсюда - моя осведомленность относительно всей этой "чертовщины".